Европарламент на своей пленарной сессии принял сегодня резолюцию «Стратегические коммуникации ЕС как противодействие пропаганде третьих сторон». Текст появился еще в мае, а в октябре был одобрен Комитетом ЕП по иностранным делам. Тогда в представленном проекте были даже фактические ошибки (например, информагентство РИА Новости в нем названо телеканалом), которые постарались исправить к нынешнему пленарному заседанию после того, как наш МИД прямо посоветовал «учить матчасть».
Однако по большому счету фактическая сторона дела здесь, конечно же, второстепенна – такие документы принимаются отнюдь не для изложения фактов. Они сами по себе являются инструментом пропаганды и информационной войны.
Собственно, именно об этой войне и говорится в тексте – якобы Россия ведет ее против ЕС, якобы агрессивно используя при этом широкий спектр средств и инструментов, в частности, специальные фонды («Русский мир»), многоязычные телевизионные каналы (Russia Today), информационные агентства («Спутник»), социальные и религиозные объединения (включая православную церковь), социальные медиа и даже интернет-троллей. Все это, мол, делается для нападок на западные ценности, разъединения Европы и т. п. При этом авторы дошли даже до того, что приравняли противодействие России к борьбе с «Исламским государством» (ИГ, группировка запрещена в России).
Это уже запредельная демонизация нашей страны, однако она, конечно же, имеет свои причины и источники. Просто они находятся не в России, а в самой Европе – или, если угодно, на Западе. Появление такого рода резолюций – отражение серьезного кризиса в западной системе, который, как выясняется, затронул не только институты, но и ценности. Если такие явления, как «брекзит» и победа Д.Трампа в США, рост популярности правых партий и антимиграционных настроений в Европе, снижение доверия населения к СМИ и политикам, как и многие другие, приходится объяснять в сугубо сталинской манере «кознями вражеской пропаганды» и внешним воздействием, то это говорит само за себя.
Дело даже не только в том, что наши СМИ действуют столь успешно, чем и вызывают такого рода откровенную резолюционную панику. Запад вдруг столкнулся с собственной неготовностью на подлинный медийный плюрализм и не нашел ничего лучшего, как просто очернить сам источник информации. Ведь по сути воюют не с фактами, а с оценками. Будь в наших международных СМИ какие‑то фактические искажения, журналистов давно бы затаскали по судам и заклеймили публично. Но вместо этого идут лишь обвинения в пропаганде и призывы к своим согражданам ее не слушать.
Тем самым, во‑первых, демонстрируется неуважение к собственной аудитории и ее способностям делать выводы на оценках разных источников информации (а это и есть суть плюрализма и свободы СМИ). Во‑вторых, этим подтверждается, что претит именно иная, альтернативная точка зрения на те или иные события. Другие взгляды и оценки, а не факты и информация. По принципу «есть наша точка зрения и неправильная». Это уже не только попытка обеспечить себе монополию на информацию, но и на ее интерпретации, где право на использование терминов, вроде «агрессия», «аннексия», «преступление против человечества», «геноцид» и т. п. сохраняется только за собой.
Однако агрессивные резолюции против внешней «пропаганды» отражают наличие кризиса на Западе еще и потому, что политикам и элитам крайне трудно принять тот факт, что доверие к ним со стороны населения резко упало. Вместо содержательных дискуссий альтернативным мнениям и силам немедленно прилепляют ярлыки, огульные обвинения в «фашизме», действиях «по указке Москвы» и так далее. Мы видим это и на собственном парламентском примере – такое ощущение, что наши оппоненты просто боятся предметных обсуждений, а предпочитают санкции и запреты, чтобы можно было штамповать типовые агит-резолюции в собственном кругу «согласных», как это происходит в нынешней ПАСЕ.
При этом непосредственно к журналистам также применяют фактически репрессивные меры: МИД Польши в 2014 году аннулировал аккредитацию журналиста МИА «Россия сегодня» Леонида Свиридова, власти Литвы выслали съемочную группу ВГТРК, а власти Эстонии съемочную группу ВГТРК задержали на границе, журналист «Комсомольской правды» Галина Сапожникова в августе 2015 года была объявлена в Литве «нежелательной персоной, представляющей угрозу государственной безопасности» и т. п. и т. д. Можно вспомнить и немотивированное намерение британского банка «NATWEST» закрыть счета Представительства RT в Великобритании.
Не думаю, что мы должны применять какие‑то аналогичные меры по отношению к западным журналистам и СМИ. Ибо Россия уверена в своей правоте, и ее сила именно в том, что она дает альтернативный взгляд на происходящее в мире, подкрепляя его фактами с мест событий. Это – демократический подход, и я могу лишь порадоваться его мощному влиянию на Западе, что подтверждается очередной резолюций против «российской пропаганды». То есть – против свободного, но другого мнения.
Комментарии
1
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться