Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

К вопросу об ответственности за жестокое обращение с животными в контексте правовой политики государства

Различные проявления жестокости в обществе, в том числе, жестокости несовершеннолетних, находятся в плоскости проблем различных социальных институтов, в том числе, институтов семьи, образования, культуры. Так или иначе, меры государственной политики, которые ставят своей конечной целью минимизацию девиантного поведения, сопряженного с актами насилия, на что, собственно, и направлена правовая политика, находит отражение в действующем регулировании.

Такая правовая политика выражается в ряде правовых норм и целей, к числу которых относятся, например, норма «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» о недопустимости творческой деятельности, направленной на пропаганду войны, насилия и жестокости, норма Федерального закона «О рекламе» о том, что реклама не должна призывать к насилию и жестокости, нормы Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, положения Концепции информационной безопасности детей о том, что совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным, иные нормы и положения.

Приведенные положения иллюстрируют подход правовой политики государства, выраженный в действующем нормативном регулировании, направленный на противодействие проявлениям жестокости и насилия.

Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет меры ответственности за жестокое обращение с животными (повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних), а также закрепляет квалифицированный состав – то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В доктрине уголовного права в качестве цели уголовного наказания принято определять, в том числе, превенцию преступных деяний как инструмента комплексной политики государства, направленной на улучшение социального климата в стране. Принимая ту или иную модель регулирования, предполагающую увеличение верхних пределов мер ответственности за те или иные деяния, государство постулирует, что общественные отношения, являющиеся объектом уголовно-правовой охраны, представляют особую важность и значимость, в том числе, в контексте общего социального климата в государстве, противодействия негативным проявлениям девиантного поведения, снижения степени агрессивности общества.

Меры уголовно-правового характера в контексте цели превенции преступного поведения являются инструментами воздействия на множество социальных институтов, на модели поведения субъектов общественных отношений, постулирование их правомерного поведения, а также на таргетирование правовой концепции объективной добросовестности в самом ее широком значении.

В современных правопорядках при регулировании определенных отношений, как правило, отражается подход, исходя из которого государство путем установления санкций за то или иное деяние задает вектор собственной политики, в том числе, в свете обязанности государства реагировать на различные вызовы и угрозы, одним из которых является высокая степень агрессии в обществе и возникающая на ее фоне социальная напряженность. Одним из проявлений реакции государства на высокий градус агрессивности в обществе является установление существенных мер ответственности за жестокое обращение с животными. Примечательно, что такие меры ответственности в целом призваны снизить градус агрессии, в том числе, в отношении лиц, совершающих такого рода преступные деяния, со стороны тех, кто призывает к «самосуду» и к криминальной расправе над ними. Такого рода призывы подрывают доверие к государственным институтам и, так или иначе, направлены против основ правопорядка.

В уголовно-правовых подходах зарубежных правопорядков, как правило относимых к числу высокоразвитых, деяния в виде жестокого обращения с животными обычно предполагают существенные уголовно-правовые меры воздействия (как уголовное наказание, так и иные меры).

 В США жестокое обращение с животными относится к числу фелоний (уголовных преступлений) или мисдиминоров (уголовных проступков). Для США характерным является подход, характеризующийся высокой степенью судебной дискреции при применении мер уголовно-правового воздействия. Конкретные составы преступлений, а также санкции за их совершение в США непосредственно определяются статутным правом штатов. Не во всех штатах жестокое обращение с животными является мисдиминором, по ряду составов предусматривается дифференциация деяний, связанных с жестоким обращением с животными на фелонии и мисдиминоры. Так, регулирование штата Аризона (Arizona Statute 13–2910 et. seq.) за жестокое обращение с животными предполагает наказание в виде штрафа до 2500 долларов США, тюремное заключение сроком до 6 месяцев. При этом, умышленное жестокое обращение, пренебрежение или плохое обращение наказывается штрафом до 150 000 долларов США, тюремным заключением сроком до полутора лет. Регулирование штата Делавэр (Delaware Code Ann. 1325 et seq.) за жестокое обращение с животными устанавливает следующие виды санкций: обращение: штраф в размере 1000 долларов США, тюремное заключение сроком до 1 года, запрет на владение домашними животными сроком до 5 лет. Регулирование штата Делавэр предполагает также возможность применения специальной меры – запрета владения домашними животными сроком до 15 лет. Регулированием штата Флорида (Florida Statute 828.12 et seq.) применительно к жестокому обращению с животными предполагает также и выделение квалифицированных составов. Так, жестокое обращение с животными предполагает наказание в виде штрафа в размере 5000 долларов США, тюремного заключения сроком до 1 года. Умышленное жестокое обращение с животными предполагает наказание в виде штрафа в размере до 10 000 долларов США, тюремного заключения сроком до 5 лет, а умышленное жестокое обращение с животными, сопряженное с истязаниями, предполагает, в том числе, наказание в виде штрафа минимум в 2500 долларов США, а также принудительное психиатрическое лечение. В штате Пенсильвания (8 PA Cons. Stat. 5511) устанавливаются специальные составы преступлений, выраженных в жестоком обращении по отношению к домашним прирученным животным. Так, жестокое обращение с животными само по себе (общий состав) предполагает штраф в размере от 50 до 75 долларов США, а также тюремное заключение сроком до 90 дней. При этом, убийство, нанесение увечий или обезображивание прирученного животного дополнительно предполагает штраф в размере не менее 500 долларов США, а убийство, нанесение увечий или обезображивание собаки или кошки предполагает штраф в размере не менее 1000 долларов США, а также тюремное заключение сроком до 2 лет. Возрастом привлечения к уголовной ответственности в США, как правило, является 13, 15 или 16 лет, при этом, вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего лица «от штата к штату» разрешается исходя из степени тяжести совершенного деяния.

В Канаде уголовная ответственность за жестокое обращение с животными в общем устанавливается Уголовным кодексом Канады 1985 года, положения статьи 445.1 которого максимально широко определят состав деяний, которые подпадают под уголовную ответственность, при этом максимальным наказанием будет являться тюремное заключение на срок до 5 лет. Положения статьи 447.1 Уголовного кодекса Канады позволяют суду применять дополнительные меры по отношению к лицам, привлекаемым к ответственности за жестокое обращение с животными, в виде запрета владения животными или проживания в помещениях, где проживают животные (там, где суд сочтет это необходимым), а также выплачивать денежные средства за содержание животного организации, которая данное содержание осуществляет. В Канаде регулирование привлечения к уголовной ответственности также различается в зависимости от провинции. В Онтарио, к примеру, максимальное наказание для физических лиц за жестокое обращение с животными составляет 2 года тюремного лишения свободы и/или штраф в размере до 60 000 канадских долларов, для юридических лиц – штраф в размере 60 000 канадских долларов, для должностных лиц – 2 года тюремного лишения свободы и/или штраф в размере до 60 000 канадских долларов. В канадской провинции Саскачеван максимальное наказание за жестокое обращение с животными составляет 2 года тюремного лишения свободы и/или штраф в размере до 25 000 канадских долларов. В Британской Колумбии максимальное наказание за жестокое обращение с животными составляет 2 года тюремного лишения свободы и/или штраф в размере до 75 000 канадских долларов. Возраст привлечения к уголовной ответственности в Канаде составляет 12 лет.

Во Франции наказание за жестокое обращение с животными составляет штраф от 1500 до 3000 евро, при этом возраст привлечения к уголовной ответственности составляет 13 лет.

В Германии максимальным наказанием за жестокое обращение с животными является лишение свободы на срок до 3 лет, а также штраф в размере до 25000 евро, при этом возраст привлечения к уголовной ответственности составляет 14 лет.

Отдельно следует обратить внимание, что в некоторых зарубежных правопорядках (например, в Швейцарии, в ряде провинций Канады) действует специальный гражданско-правовой режим в отношении животных, определяющий животное не в качестве вещи, а в качестве «живого» или «чувствующего» существа, что корреспондирует обязанности ответственного поведения (в различных проявлениях) людей в отношении таких объектов. Такой подход является базисом для выстраивания модели ответственного поведения по отношению к животным.

Меры правовой политики, направленные на снижение числа проявлений противоправного поведения в обществе, сопряженного с особой жестокостью, в том числе, агрессивного поведения несовершеннолетних, а также на общее снижение градуса агрессивности, требуют всесторонней оценки допустимого регулирования. Так или иначе, ужесточение санкций за жестокое обращение с животными (в том числе в аспекте снижения возраста привлечения к уголовной ответственности) может стать мощным посылом к обществу, выраженном в позиции государства в противодействии преступному поведению, агрессии в целом, агрессии в среде несовершеннолетних, что в конечном итоге поспособствует, в том числе, превенции противоправного поведения в иных его проявлениях.