Блоги сенаторов

Все записи блога Лисицын Анатолий Иванович Лисицын
Анатолий Иванович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ярославской области

Делить, чтобы преумножать!

О необходимости пересмотра существующей системы территориального деления современной России в последнее время стали говорить чаще: присутствовала эта мысль и в словах Председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко, недавно её «подхватил» и сенатор Николай Фёдоров в своём личном блоге.

В актуальности этой реформы убежден с 90-х годов, когда обратился с официальным письмом к действующему в тот период времени Президенту РФ Борису Ельцину о необходимости начать процесс изменения системы территориального деления России. В этом письме обосновывал целесообразность создания на начальном этапе реформирования комиссии, которая рассмотрела бы все возможные варианты территориального деления, и подчеркивал потребность в этой процедуре, так как современная экономика, интеграционные процессы, самодостаточность и управляемость регионов уже на тот момент требовали этого.

Если представить нынешнюю картину территориального деления «крупными мазками» на карте нашей страны, то это — 85 регионов, тотальная закредитованность, огромный разрыв в доходах, потеря самостоятельности, непомерные социальные расходы, полностью уничтожают инвестиционные возможности — отсюда любые самые эффективные и передовые программы, которые будут предложены руководством страны, в регионах будут медленно «гаснуть» в процессе их реализации. Беспредельно «раскрученная» система дотаций, субвенций, субсидий связывает инициативы губернаторов. Такая зависимость уничтожает разумный социально-экономический диалог «центр-регионы».

Излагая в том письме свои умозаключения относительно реформы территориального деления, я особенно подчеркнул мысль, что не должно быть «слепого» объединения региона с регионом (хотя в те годы Костромская область была абсолютно уверена, что именно этого, будучи губернатором Ярославской области, я и добивался). В абсолютной неэффективности «слепого объединения» я убежден и сейчас. А так же том, что проводить эти серьезные, масштабные, государственного уровня процессы посредством референдума весьма опрометчиво. Необходим исключительно коллегиальный экспертный подход на начальном этапе разработки «зон» (новых территорий) комиссией, которая будет учитывать баланс экономических и социальных «равенств», что в будущем позволит новой региональной единице развиваться.

По крайней мере, такой подход абсолютно органичен для центральной части России (территории юга нашей страны, Кавказ, Сибирь требуют еще большего пиетета в работе в рамках этой реформы). Более того изначальное практическое применение схемы нового территориального деления на отдельных землях центральной части России позволит комиссии зафиксировать и вовремя устранить «несовершенства», которые могут возникнуть в процессе практической реализации проекта: тем самым удается избежать масштабирования ошибок и в дальнейшем применять методику уже прошедшую практическое применение и доусовершенствованную.

Как показывает опыт подобной реформы в Польше, где она была проведена в 90-х годах, и с которым я подробно ознакомился, специальная комиссия в течение 7 лет изучала возможные варианты территориального передела 48 воеводств. По итогу были сформированы 13. Время показало, что эти изменения позволили более эффективно развивать территории и страну.

В нашем государстве формировать такую специальную комиссию можно начинать «уже вчера» — подобная формулировка характеризует степень актуальности данного вопроса.