Говорят, что в 1989 году западные журналисты попросили Дэн Сяопина оценить значение Великой французской революции. На что китайский лидер ответил: «Рано пока подводить итоги».
Этот хрестоматийный пример вспомнился в связи с предложением петербургского депутата, известного своими, мягко говоря, своеобразными инициативами. На сей раз народный избранник, как сообщают СМИ, попросил Минобрнауки включить в школьные учебники по истории сведения «о предателях национальных интересов России». «Дети должны получить четкую позицию по вопросу крушения СССР и роли в нем отдельных личностей, по разнообразным сепаратистским движениям 1990-х годов, а также противникам воссоединения России с Крымом в 2014 году», — подчеркивает парламентарий из северной столицы.
Честно говоря, такой подход настораживает. Например, замечаю, что все чаще, рисуя портрет первого Президента России, авторы книг и статей не жалеют черных красок, обвиняя Ельцина во всех грехах и называя чуть ли не агентом Запада. Но все же при всех своих просчетах, ошибках, заблуждениях и «загогулинах» Борис Николаевич – крупный исторический деятель, великий реформатор и создатель новой России. И ему для этого и не было нужды стараться быть великим. Горжусь тем, что мне удалось работать в его команде и сохранить добрые отношения даже вопреки нашим порой и принципиальным политическим разногласиям. Кстати, и Владимир Владимирович Путин никогда не отзывался неуважительно о своем предшественнике. Чего не скажешь о многих других федеральных и региональных политиках.
Sine ira et studio. «Без гнева и пристрастия», — таков должен быть подход к событиям прошлого, по мнению римского историка Тацита. Не умалчивать о заблуждениях и не умалять заслуги, стремиться объективно оценить роль личности, а не наклеивать ярлыки.
Иначе история нас ничему не научит.
Комментарии
2
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться