Думаю, многие обратили внимание на отсутствие в этом году традиционного для нашей страны летнего снижения тонуса общественно-политической жизни. Недавно состоялись три масштабных мероприятия с участием Президента Российской Федерации: заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, посещение образовательного центра «Сириус», расширенное заседание Экспертного совета Агентства стратегических инициатив. При всём различии их объединяет то, что они посвящены ключевым, перспективным вопросам, от решения которых зависят место и роль России в мировом сообществе через 5–10–15 лет. Как видим, на передний план выходят цели, задачи стратегического развития страны. Только такой подход позволит нам преодолеть сырьевую направленность отечественной экономики, улучшить качество жизни людей, обеспечить наши национальные интересы, безопасность.
Выдвигаемые проекты, общий знаменатель которых — глобальная конкурентоспособность России — отнюдь не утопия. Провал политики санкций, попыток политического давления и изоляции говорит о том, что наше государство не только сохраняет жизнеспособность, но и обладает огромным технологическим, экономическим, социальным потенциалом. Россия — самодостаточная страна, у которой есть все необходимое для выхода на качественно новый этап своего развития.
Главное сейчас — определить, что для этого нужно. Определить, опираясь на собственный и зарубежный опыт, без спешки, но и без продолжительных, зачастую непродуктивных дебатов. Их было предостаточно. Мероприятия с участием Владимира Путина, которые я назвала, на мой взгляд, стали в этом плане итоговыми – на них были чётко, конкретно сформулированы задачи и направления работы по их решению для государства, бизнеса, общества в целом. Речь не идёт о полном прекращении дискуссий, без них страна обречена на деградацию. Речь о том, что определено русло, в рамках которого они конструктивны и эффективны.
В частности, считаю принципиально важным, что в ряду ключевых условий реализации намеченного названа подготовка кадров. Глава Российского государства уделил этому вопросу первостепенное внимание. «Кадры, образование, деловой климат, — подчеркнул Владимир Путин, обращаясь участникам заседания Экспертного совета АСИ, — всё это важнейшие элементы глобальной конкурентоспособности России. Важно, что в работе по этим направлениям вы смотрите далеко за горизонт».
С начала 1990-х годов в нашем Отечестве сформировалась общественная установка на высшее образование. Его получение рассматривалось и рассматривается значительным большинством граждан не только как средство получения высокооплачиваемой работы, карьерного роста, обретения высокого социального статуса, но и как ценность, как общественное благо, как то, что делает жизнь человека духовно богатой, по‑настоящему полноценной.
Считаю такой настрой глубоко позитивным, в полной мере отвечающим глобальным тенденциям, нашим национальным традициям. Ведь хорошее образование, высокая культура человека в России всегда ценились. Тем более это значимо сегодня, когда именно качество человеческого капитала — а образование, общее и профессиональное, его важнейшая составляющая — стали главным богатством нации, фактором, который в решающей степени определяет положение страны в мире. Исходя из этого, Россия включила развитие высшего образования в число своих приоритетов. За последние 10 лет государственная поддержка вузов выросла в несколько раз. Ни на общем, ни на высшем образовании власть экономить не собирается. Эта сфера будет динамично модернизироваться и в дальнейшем, так как любая остановка, задержка в образовании чревата деградацией общества. Россия была и останется государством с одним из самых высоких в мире уровней образованности населения.
Вместе с тем сегодня всё большую остроту приобретает вопрос о качестве высшего образования. В принципе этого следовало ожидать. В России вузов стало в пять раз больше, чем было во всем СССР. Заведомо ясно, что не могут все они в равной мере давать одинаково качественное образование. Началось ухудшение подготовки специалистов, девальвация ценности дипломов бакалавров и магистров, возникла диспропорция в подготовке по профессиям.
Так, общеизвестно, что на протяжении многих лет самыми востребованными у абитуриентов, их родителей оказались специальности экономистов, юристов, финансистов, менеджеров. Их подготовили и готовят в разы больше, чем требуется национальному хозяйству, стране. Вместе с тем нарастает нехватка инженеров, а также техников, высококвалифицированных рабочих, которых готовят колледжи, профессионально-технические училища. В значительной мере по этой причине отсутствует прямая корреляция между долей лиц с высшим образованием в населении той или иной страны и уровнем её экономического развития и благосостояния. Так, в Греции в вузах учится 91% выпускников общеобразовательной школы, тогда как в гораздо более благополучной Дании этот показатель 80%.
Россия намечает действительно глубокую технологическую и структурную модернизацию своей экономики. Успешная реализация намечаемых проектов невозможна без их соответствующего кадрового обеспечения. Бесспорно, стране нужны современные инженеры. Не в меньшей степени нужны современные техники и рабочие. Внедрение новых технологий делает их работу интересной, творческой, достойно оплачиваемой.
Приятно отметить, что понимание этого в нашей стране растёт. Всё большее количество учащихся держит курс на поступление в колледж или профессионально-техническое училище. Это отвечает как текущим, так и долгосрочным интересам страны, поэтому наметившуюся тенденцию следует всемерно поддерживать. Но не в ущерб сфере высшего образования. Любой, кто хочет его получить, должен иметь такую возможность – очно или дистанционно, путём поступления на бюджетное место или оплачивая обучение. Главное — привести нашу систему среднего и высшего профессионального образования в такое состояние, чтобы она выпускала специалистов, которые хорошо подготовлены профессионально, востребованы, получают заработную плату, исключающую их пребывание за чертой бедности.
Совет Федерации постоянно держит в поле зрения вопросы образования. В своё время палата немало сделала для подготовки и принятия закона «Об образовании в Российской Федерации», ведём мониторинг его применения. Точно так же мы будем всемерно содействовать повороту профессионального образования в сторону большего учёта потребностей страны в современных высококвалифицированных кадрах всех уровней. Полагаю, очень многое здесь могут и должны сделать регионы. Я имею в виду, в первую очередь, поддержку на местах движения «Молодые профессионалы», внедрения элементов дуального образования, новой модели дополнительного образования детей, особенно талантливых детей. От того, насколько мы преуспеем во всём этом, прямо зависит, какой будет Россия уже в скором будущем.
Комментарии
11
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться