Рассказывают, что Николай I однажды поручил Третьему отделению собрать сведения о том, кто из 56 губернаторов в империи не берет взятки. Таких оказалось только двое: губернатор Ковно (ныне Каунас) Афанасий Радищев (сын знаменитого писателя-революционера) и киевский губернатор (отпрыск миллионера-откупщика) Иван Фундуклей. На что государь заметил: «Что не берет взяток Фундуклей — это понятно, потому что он очень богат, ну а если не берет их Радищев, значит, он чересчур честен». Говоря современным языком, российский император в середине XIX века провел первый мониторинг результатов работы глав регионов.
Сегодня оценка деятельности руководителей субъектов РФ производится по 12 критериям. Но понятным и прозрачным этот механизм для простого избирателя назвать нельзя. Да и для непростого тоже: чего стоит пример главы Коми Гайзера, который всегда выходил в лидеры по эффективности руководства республикой?! Думаю, что нужно принять за точку отсчета дату вступления губернатора в должность. А ровно через год опубликовать на официальном сайте региональной администрации (да, именно так!) и в средствах массовой информации (во всех, а не только в оппозиционных!) результаты независимой оценки эффективности работы главы субъекта РФ на основе статистических данных. Причем сравнить показатели в этом конкретном регионе с данными других регионов федерального округа и средними показателями по стране. Прошел еще год – новая публикация: уже результаты двухлетней деятельности губернатора. И так далее, вплоть до окончания срока полномочий. Это и будет настоящим примером открытости, прозрачности и честности власти, а не голой декларацией. Пусть избиратели и партии изучают доступные материалы и принимают самостоятельное и ответственное решение: поддерживать действующего губернатора на выборах или задуматься о новом кандидате?
Возвращаюсь к киевскому губернатору Фундуклею. Мемуаристы вспоминают, что Иван Иванович вложил немало сил и средств (собственных!) в благоустройство города. В годы его правления в Киеве было начато строительство Николаевского цепного моста, появилось знаменитого «красное» здание университета (здесь постигал азы медицинской науки студент Михаил Булгаков) и первая в России женская гимназия, где училась Анна Ахматова. Любимец киевлян, Фундуклей поддерживал малоимущих, давал деньги на издание научных трудов и сам стал автором ряда исторических исследований.
Не призываю современных губернаторов открывать свои кошельки и тратить зарплаты на общественные нужды (хотя есть смысл увязать денежное содержание главы региона и его команды с уровнем средней зарплаты в регионе). Но постоянно думать о том, как региону самому больше заработать, и делать для этого все от тебя зависящее – необходимо. Сегодня множество дотаций и субсидий формируют иждивенческие настроения в губернаторском корпусе. Как отучают ребенка от материнской груди, так и глав субъектов РФ нужно переориентировать на выполнение серьезной задачи – рост собственных доходов регионов.
Во‑первых, целесообразно прекратить распределение средств регионам по принципу «всем сестрам по серьгам» без увязки с результатами работы региональной власти.
Во‑вторых, ликвидировать инструменты, подобные фонду сбалансированности региональных бюджетов, как непрозрачные и распределяемые по непонятным правилам или просто по принципу близости главы региона к «важным людям».
В‑третьих, стоит кардинально сократить перечень субсидий, направляемых в бюджеты субъектов РФ. Здесь видится два пути:
прямое сокращение субсидий по расходам, относящимся к полномочиям регионов (к примеру, можно упразднить субсидию на создание в сельских общеобразовательных учреждениях условий для занятия физкультурой и спортом – это стопроцентно компетенция региональных и муниципальных органов);
объединение однотипных субсидий в одну консолидированную. К примеру, установить единую субсидию на поддержку животноводства вместо множества ныне существующих.
Стоит возродить упомянутое выше начинание императора Николая I, но на другом уровне: провести диагностику расходных обязательств региональных бюджетов (прежде всего, дотационных) с установлением конкретных направлений принятых регионом дополнительных расходов, связанных с:
предоставлением дополнительных социальных льгот сверх федеральных норм и стандартов (индексация социальных трансфертов, отнесенных к расходным полномочиям РФ, за счет регионального бюджета; установление незаслуженно высоких пенсий и других льгот «крупным» чиновникам, расширение категорий льготников, установленных базовыми федеральными законами (например, присвоение звания «Ветеран труда» не только имеющим государственные награды, но и другим пенсионерам, их не имеющим); установление иных местных социальных выплат, не имеющих источников финансирования и т. д.;
предоставлением неэффективных субсидий юридическим лицам, не являющимся участниками реализации государственных (муниципальных) программ;
непроведением на региональном уровне оптимизации и реструктуризации бюджетной сети государственных и муниципальных бюджетных учреждений.
Целесообразно также законодательно запретить субъектам Российской Федерации осуществлять заимствования на текущие траты бюджета (на «проедание», а не развитие!), сформулировать и ввести ответственность губернаторов за необеспечение условий для развития региона.
Эти и другие подобные меры нам жизненно необходимы и для того, чтобы в сегодняшней России было не два губернатора, о которых будут с благодарностью вспоминать потомки, а гораздо больше.
Комментарии
1
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться