Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Первый заместитель Председателя Совета Федерации

То, что Кудрин прописал бы

Избрание Алексея Леонидовича Кудрина председателем Совета фонда «Центр стратегических разработок» не было неожиданным. В сегодняшней непростой ситуации нужен «доктор», прописывающий хотя и горькие, но целебные лекарства для нашей экономики. Пользуясь случаем, хотел бы тоже поделиться некоторыми соображениями на сей счет. Возможно, кому‑то мои идеи покажутся очень радикальными. Но в их основе – «опыт, сын ошибок трудных».

Полагаю, что необходимо кардинально менять эффективность и ответственность федеральных министерств и, соответственно, федеральных министров в иерархии исполнительной власти, главная цель которых – мотивация чиновника на творческий производительный труд для достижения эффективности отрасли. В настоящее время должность федерального министра в значительной степени остается неполноценной, поскольку многие ключевые решения принимаются на уровне куратора – заместителя Председателя Правительства. Но и Конституция, и общественное сознание всю полноту ответственности за проведение политики в отрасли в соответствии с ежегодными посланиями Президента и программами социально-экономического развития страны возлагают на федерального министра с его аппаратом. И это правильно! Ответственность за состояние отрасли персонифицирована, исключены или минимизированы угрозы дублирования и параллелизма в управлении.

Для повышения результативности и ответственности в управлении необходимо институционально изменить верхушку исполнительной власти. Упразднить должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, оставить одного заместителя для исполнения обязанностей Председателя в его отсутствие. Ликвидировать все отраслевые структурные подразделения аппарата Правительства России. Оставить в структуре аппарата сильный Правовой департамент и обслуживающие подразделения. На уровне аппарата Правительства подготовленные министерствами документы должны выверяться исключительно на предмет соответствия законодательству. Это исключит дублирование полномочий министра фактически еще одним, уже третьим (помимо заместителя Председателя), исполнительным органом – аппаратом Правительства. Сегодня наблюдается бесконечное число переписок, согласований, ненужных докладов. Происходит затягивание решений важнейших вопросов, выхолащивание подходов и способов решения задач, предложенных министром (нередко и по поручению Президента). В результате на выходе – неузнаваемо переделанные документы, потерявшие изначально значимые предложения и, бывает и так, оборачивающиеся обратным эффектом для развития отрасли.

Такое положение дестимулирует работу аппарата, под корень подрывает инициативу чиновника, которая растворяется в бюрократических каналах, порождает равнодушие к выполняемым обязанностям по принципу «день прошел – и ладно». Если бы аппарат министерства работал, выбирая собственные способы и формы выполнения возложенных обязанностей без оглядки на корректоров из аппарата Правительства, ответственность, помноженная на инициативу, могла бы принести совершенно другие, положительные результаты.

При этом численность аппарата министерств и ведомств можно было бы даже еще сократить, но! Значительно повысив денежное содержание чиновников! Сегодняшняя система денежного вознаграждения госслужащих имеет весьма низкий уровень (трудно ожидать каких‑то результатов от специалиста федерального министерства, получающего 20–30 тысяч рублей в месяц), а введенная относительно недавно система поощрения путем выделения дополнительного фонда оплаты труда непрозрачна, в большинстве случаев эти средства идут на выплату руководителям высшего звена. Рядовой чиновник ничем не гарантирован и находится на милости у начальства. Это подрывает настроение и желание трудиться, вызывает неуверенность и уныние.

«Нам нужен современный, компактный и эффективный государственный аппарат, ориентированный на запросы людей», — провозгласил два года назад Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев. Пока реформирование госаппарата идет преимущественно по пути сокращения численности чиновников. Может быть, необходимы иные подходы?