Это проблема глобального масштаба. Не случайно с 2007 года международное сообщество объявило 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме. Отмечают этот день и в России, поскольку число детей с РАС в нашей стране велико. Так сложилось, что точной статистики по аутизму у нас пока нет. Отечественные специалисты, эксперты ВОЗ называют для России цифру: 1 аутист на 150 – 160 детей.
Известное изречение гласит: время лечит. Однако оно не только лечит, но и рождает болезни, характерные для того или иного периода. Одно из подтверждений этого – расстройства аутического спектра (РАС). То, что мы привычно называем аутизмом. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня люди с таким диагнозом составляют порядка 1 % населения Земли. Ученые озабочены тем, что статистика распространенности данного расстройства в мире за последние десять лет выросла в 10 раз, и считают, тенденция к росту сохранится и в будущем.
Это проблема глобального масштаба. Не случайно с 2007 года международное сообщество объявило 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме. Отмечают этот день и в России, поскольку число детей с РАС в нашей стране велико. Так сложилось, что точной статистики по аутизму у нас пока нет. Отечественные специалисты, эксперты ВОЗ называют для России цифру: 1 аутист на 150 – 160 детей.
По мировым меркам показатель не самый большой. Вместе с тем и не маленький: аутизм входит в четвёрку самых распространённых хронических заболеваний детского возраста.
Единого мнения о причинах РАС нет. Нет единства и в вопросе о том, считать аутизм болезнью в строго медицинском значении этого термина или это особенность индивидуального развития. Ведь некоторые из детей с РАС – личности яркие, талантливые, подчас на грани гениальности. Не ясно также, почему так быстро увеличивается число детей-аутистов.
И всё же некоторые бесспорные выводы сделаны. Они таковы. Во‑первых, к особенным детям нужен особый подход. Во‑вторых, на сегодня РАС – заболевание пожизненное. Чем раньше диагностирован у ребёнка аутизм, тем более эффективная помощь может быть оказана. И ещё один, на мой взгляд, особенно важный вывод: помощь при аутизме включает в себя не только собственно медицинский компонент, но и комплекс мер по социальной адаптации детей-аутистов к обычной жизни в обществе.
Накопленный опыт говорит о том, что именно своевременная диагностика и социальная адаптация – ключевые факторы реабилитации ребёнка. Упор в этом процессе должен делаться на персональный подход, на выработку личной стратегии развития ребёнка, на меры социальной реабилитации. Иными словами, речь идёт не просто о терапии, а терапии гуманистической.
Россия вступила на путь формирования такой системы. В 2014 году наша страна присоединилась к документам ВОЗ, определяющим комплексные и согласованные усилия по оказанию помощи людям с симптоматикой РАС. Они включают в себя конкретные практические шаги, направленные на повышение эффективности диагностики аутизма, на расширение возможностей для лиц с РАС получить образование, профессиональную подготовку, трудоустроиться.
Мировой опыт говорит о том, что меры по реабилитации детей-аутистов дают особенно успешные результаты, когда РАС диагностировано у ребёнка рано, желательно до полутора лет. Вот почему так важно включение соответствующей процедуры в диспансеризацию детей, начиная с младенчества, участие в ней специалистов, владеющих соответствующими методиками. Минздравом России внесены изменения в систему учёта, в соответствии с которыми аутисты не растворяются в общей массе детей с особенностями развития, а учитываются отдельно. Это делает возможным планирование как объёма помощи таким детям, так и количества и качества подготовки специалистов в области РАС.
В последние годы в России появился опыт создания безбарьерной среды для детей с тяжелой формой аутизма в общеобразовательных организациях. Среди сверстников особым детям создаются специальные образовательные условия, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Но споры по поводу того, какой способ обучения детей-аутистов предпочтительнее: обучение их в коррекционных школах или инклюзивное обучение продолжаются.
На мой взгляд, копья ломаются напрасно. Ещё с советского времени коррекционными школами нашей страны накоплен большой позитивный опыт обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации таких детей. Успехи нашей страны на этом направлении признаны в мире. Правда, достигаются они в изоляции от обычных детей, обычной жизни. Инклюзивное обучение устраняет этот недостаток. Но и у него есть свои минусы. Ведь многое для оказания педагогической, психологической, медицинской помощи детям-аутистам могут сделать именно специализированные региональные центры.
Словом, идеального во всех отношениях метода обучения детей с РАС не существует. Полагаю, что, по крайней мере, в обозримом будущем он и не появится. Поэтому, считаю, следует сохранять, поддерживать все зарекомендовавшие себя виды обучения, воспитания, адаптации. У специалистов, родителей должен быть выбор. При том не только в мегаполисах, но и в малых городах, отдаленных населенных пунктах. В нынешних непростых условиях расширение сети и повышение качества работы образовательных организаций, ориентированных на обучение и социальную адаптацию детей с РАС, другими особенностями развития, должно оставаться в ряду приоритетов органов исполнительной власти всех уровней.
Помощь детям-аутистам, их дальнейшая поддержка – сфера, положение дел в которой является зримым и точным показателем уровня гуманизма не только государства, но и общества. В эту работу включается всё больше некоммерческих организаций, волонтёров. Тем не менее, масштабы этой деятельности по сравнению с рядом других стран оставляют желать лучшего.
Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо, чтобы граждане больше знали об аутизме и аутистах, о том, что они могут сделать для этих и других детей с особенностями развития. Важная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, и, надо отметить, они держат эту тему в поле зрения. Но и государству следует подумать о том, как стимулировать людей к более широкому и активному участию в такой деятельности. Речь не о материальных, а о моральных стимулах. Люди занимаются благотворительностью по зову сердца. Но для них важно, что государство, общество видят их работу, по достоинству её оценивают.
Комментарии
20
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться