1 марта 2016 года в Женеве прошла торжественная дискуссия, посвященная одному из самых важных событий в истории развития прав человека – празднованию пятидесятой годовщины принятия и сороковой годовщины вступления в силу Международных пактов по правам человека, которая состоялась в рамках 31 сессии Совета ООН по правам человека.
Идеологически обусловленные противоречия, имевшие место при подписании Международных пактов стали менее актуальными в современных условиях. Однако, на наш взгляд, представляется важным подчеркнуть, что до сих пор сохраняется неравный подход к рассмотрению гражданских и политических прав с одной стороны, и экономических, социальных и культурных – с другой. По‑прежнему действует инерция, когда на международных форумах первым уделяется значительно больше внимания, чем вторым. Юбилей Пактов – прекрасный повод для осознания того, что не существует иерархии между категориями прав человека и между правами как таковыми. В их неразрывности – продолжение нашей совместной работы по улучшению положения людей во всем мире, а также нашего совместного противодействия современным вызовам и угрозам в этой области.
Говоря о реализации отдельных гражданских и политических прав, предусмотренных Международным пактом, необходимо отметить следующее.
В ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что «никто не может быть произвольно лишен жизни. В странах, которые не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления».
При вступлении в Совет Европы в 1996 г. Россия приняла обязательство «подписать в течение одного и ратифицировать не позднее, чем через три года с момента вступления Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров». 16 апреля 1997 г. этот Протокол был подписан, а 6 августа 1999 г. Президент России внес его на ратификацию в Государственную Думу. Однако процесс ратификации до сих пор не завершен, поэтому на сегодняшний день в России продолжает действовать мораторий на применение смертной казни в мирное время.
Говоря о политических правах необходимо также коснуться такого важного права, как право народов на самоопределение (ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах), которое в полной мере находит отражение в Конституции Российской Федерации и является одним из основополагающих принципов федеративного устройства нашего государства.
Помимо этого, согласно ст. 47 Международного пакта о гражданских и политических правах, «ничто в настоящем Пакте не должно толковаться, как ущемление неотъемлемого права всех народов обладать и пользоваться в полной мере и свободно своими естественными богатствами и ресурсами». Конституция России в ст.69 гарантируют права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Также, статья 28 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
Говоря об иных политических правах, необходимо также упомянуть право на создание общественных объединений.
Согласно статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, а пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом в интересах государственной или общественной безопасности.
Помимо этого статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах признает право на мирные собрания, и «пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».
Необходимо также отметить, что в России на сегодняшний день созданы такие правозащитные институты, как Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка и уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. В некоторых регионах существует институт уполномоченных по делам коренных малочисленных народов (Республика Саха-Якутия, Красноярский край).
Работа уполномоченных постоянно требует совершенствования действующего законодательства с целью оптимизации их взаимодействия с органами власти и институтами гражданского общества.
В последние годы проявился кризис основных международных правозащитных институтов, оказавшихся неспособными адекватно и эффективно реагировать на массовые нарушения прав человека в условиях вооруженных конфликтов и политических кризисов. Правозащитная деятельность была и остается сильно политизирована. В то же время, Россия, безусловно, заинтересована в активном международном сотрудничестве и прилагает для этого всяческие усилия.
Таким образом, в Российской Федерации накоплен достаточный позитивный опыт по обеспечению прав, закрепленных в Международных пактах, который может быть воспринят в качестве успешной модели их реализации на международной арене.
Комментарии
4
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться