Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Декриминализация – эффективная мера, но необходимо тщательно выверить перечень преступлений, на которые ее распространять

По итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 года был сформирован перечень поручений, среди которых, в том числе, Верховному Суду РФ поручено предложить и направить в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».


По итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 года был сформирован перечень поручений, среди которых, в том числе, Верховному Суду РФ поручено предложить и направить в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».

Верховный Суд Российской Федерации соответственно разработал и внес в Государственную Думу соответствующие законопроекты во исполнение поручения Президента РФ. Безусловно, предложенные Верховным Судом РФ поправки направлены на совершенствование уголовного законодательства и являются актуальными на сегодня, но, как и любая законодательная инициатива требует содержательного обсуждения для выработки текста итогового документа.

В частности, законопроектом предлагается полностью декриминализировать такое преступление, как злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание нетрудоспособных детей и родителей (статья 157 УК РФ).

Предлагаемый подход не соответствует основной концепции указанных законопроектов. Так, иными положениями указанных проектов предлагается декриминализовать лишь первичное совершение таких деяний, как побои и угроза убийством. Если же деяние совершено повторно (в срок, когда лицо привлечено к административной ответственности за аналогичный проступок), за его совершение предусматривается уголовная ответственность.

Кроме того, подобные изменения не соответствуют Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, предусматривающей меры по усилению ответственности должников. Помимо этого, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что декриминализация деяний возможна только тогда, когда за повторное совершение деяний устанавливается уголовная ответственность, причем более жесткая.

Декриминализация злостного уклонения от уплаты алиментов ослабляет превентивные меры, направленные на снижение числа лиц, уклоняющихся от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей. Осознание должником того, что в отношении него будет возбуждено уголовное дело, является хорошим стимулирующим фактором для добровольного исполнения судебных актов о взыскании алиментов.

Представленный ФССП России анализ статистики четко указывает на планомерное снижение количества поступающих на принудительное исполнение в ФССП России исполнительных документов о взыскании алиментов.

Декриминализация злостного уклонения от уплаты алиментов не окажет положительного влияния на указанные тенденции.

Довод Верховного Суда Российской Федерации относительно снижения нагрузки на суды, в том числе за счет декриминализации ст. 157 УК РФ, не находит своего подтверждения. В настоящий момент, более 90 % уголовных дел указанной категории рассмотрены судами в особом порядке, без проведения судебного следствия, а предлагаемые изменения законодательства, связанные с введением административной ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по мнению ФССП России, наоборот приведет к увеличению нагрузки на судебные органы, поскольку повлечет значительный рост направляемых в суды материалов по делам об административных правонарушениях.

В связи с тем, что основная категория злостных неплательщиков алиментов ведет асоциальный образ жизни, не имеет постоянного места работы и стабильных источников доходов, вряд ли можно говорить о своевременном исполнении ими наказания в виде административного штрафа или обязательных работ. Соответственно, судебным приставам-исполнителям необходимо будет повторно обращаться в суды в связи с рассмотрением дел об административных правонарушениях за своевременную неуплату административных штрафов или уклонения от исполнения обязательных работ.

При этом, поскольку принудительное исполнение административных штрафов и обязательных работ, возложено на судебных приставов-исполнителей, реализация предлагаемых законопроектом изменений неизбежно приведет и к значительному увеличению их нагрузки, что не согласуется с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина по оптимизации служебной нагрузки на судебных приставов.

На наш взгляд декрминализация статьи 157 Уголовного кодекса РФ может привести к следующим последствиям:

1) рост количества случаев злостного уклонение от уплаты алиментов, т. к. вводимая административная ответственность за такого рода правонарушения не будет являться эффективным сдерживающим фактором по их предотвращению;

2) увеличение количества исполнительных производств о взыскании алиментов (сейчас отмечается снижение количества исполнительных производств на 4–7% в год);

3) увеличение нагрузки на судебные и правоохранительные органы, т. к. в настоящее время 90% уголовных дел о злостном уклонении от уплаты алиментов рассматриваются судами в особом порядке, который не предусмотрен для административных дел.

Основываясь на всем вышесказанном, считаем целесообразным сохранить уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, что позволит избежать ситуаций, при которых граждане перестанут исполнять свои обязательства, тем более в отношении нетрудоспособных детей и родителей.