Блоги сенаторов

Все записи блога Васильев Валерий Николаевич Васильев
Валерий Николаевич
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Главная черта бюджета-2016 — четкие приоритеты в расходной части

Совет Федерации одобрил закон «О федеральном бюджете на 2016 год».

Сверстать бюджет 2016 года было далеко непросто, поскольку серьезно изменилась геополитическая ситуация, экономическая конъюнктура в мире, против нас продолжают действовать санкции. Из‑за высокой волатильности финансовых и сырьевых рынков бюджет верстался только на 2016 год, вместо традиционного трехлетнего периода. В связи с этим, у нас, с одной стороны, меньше возможностей для маневра на мировом рынке, поскольку нас поставили в условия, когда мы вынуждены многое перестраивать в наших экономических взаимоотношениях с другими странами, искать новых экономических партнеров, налаживать в короткие сроки сложную логистику поставок, но, с другой стороны, у нас появилась возможность более тщательно проанализировать ситуацию внутри страны, четко сформулировать приоритеты внутреннего развития и, исходя из этого, планировать бюджет, учитывая наши реальные возможности, перспективы и возникающие риски.

Бюджет 2016 года сверстан с условием, что в 2016 году инфляция не превысит 6,4 %, а среднегодовая цена на нефть марки Urals составит около 50 долларов за баррель. Предусмотрены ограничения на использование Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния, а также установлен верхний предел внутреннего долга на 1 января 2017 года не более 8,8 триллионов рублей, а внешнего долга — 55 млрд. долларов.

В ходе работы над бюджетом исходили из очень жестких правил, осознавая, что дополнительных средств не предвидится, а следовательно необходимо выверять каждую статью бюджета, делая ее оптимальной. Поэтому особое внимание было обращено на то, чтобы найти средства на увеличение бюджетных кредитов для предприятий, дабы избавить их по возможности от коммерческих рисков. В результате в регионы предусмотрено направить дополнительно 240 млрд Рублей. При этом на Крым и Севастополь поддержка предусмотрена в отдельной статье.

Следующей специфической чертой бюджета 2016 года является то, что, пожалуй впервые, на определенные сферы не просто выделяются средства, в том числе дополнительные, но уже на стадии планирования предусмотрено ранжирование проблем, четко расписываются приоритеты и совершенно ясно на что и какие суммы должны быть потрачены. Такой подход позволяет преодолеть давно сложившуюся традицию бюджетного финансирования, когда деньги направляются в отрасль или на предприятие в конце года и у бюджетополучателей элементарно нет времени рачительно ими воспользоваться. Часто они уходят на погашение долговой зависимости, накопившейся за год…… Бюджет 2016 года предусматривает равномерное распределение денежных ресурсов, с учетом того, что эти средства необходимо еще и освоить. В частности, в бюджете 2016 года именно таким образом, с учетом приоритетов расписаны статьи расходов на развитие сельского хозяйство.

Так же изучая бюджет 2016 года, бросается в глаза то, что в документ включено бюджетное финансирование не просто на строительство социальных объектов, а на совершенно конкретные объекты в разных регионах страны, причем исключительно тех объектов, для которых уже полностью разработана проектно-сметная документация, что позволит, с одной стороны, сразу же приступить к реализации проектов, а, с другой, — это возможность четко контролировать расходование бюджетных средств. При этом, в случае получения сэкономленных средств список этих объектов может быть расширен, тем более в целом по стране у нас множество объектов, для строительства которых необходима государственная финансовая поддержка.

Важной спецификой бюджета 2016 года является то, что несмотря на финансовые и экономические трудности, не самую лучшую конъюнктуру, тем не менее четко предусмотрено выделение средств на перспективное развитие. Это, прежде всего, 50 млрд рублей на строительство и капитальный ремонт школ, в том числе школ в сельской местности. Это принципиально важно, так как у нас дети учатся в две, а, порой, и в три смены, а многие школы так давно не ремонтировались, что детям в них находиться просто опасно для жизни. Так же не забыли в бюджет включить такие статьи, как средства на оцифровку научной литературы, средства на поддержку ВУЗов, индексацию стипендиального фонда, строительство общежитий и т. д. Это не очень большие средства, но эффект от них всегда велик. Так же предусмотрено государственное финансирование ряда мероприятий молодежной политики, как например, движение Волонтеры Победы, российского движения школьников и т. д.

Много уже говорилось о том, что предусмотрены из федерального бюджета возмещение средств, которые будут использоваться на капитальный ремонт. Поскольку предусмотрено сокращение и отмена платежей на капитальный ремонт людьми, достигшими 70 и 80 — летнего возраста, инвалидов I,II группы, а также семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Это очень важно, поскольку мы не можем позволить доводить сборы с населения до абсурда и вызывать на пустом месте недовольство граждан.

И, в заключении, я еще обратил бы внимание на то, что очень правильно, что бюджет 2016 года не предусматривает поступление средств за счет роста налогов и появления новых налогов. Но, с другой стороны, мы видим, что предусмотрено увеличение средств от налогов за счет их лучшей собираемости. Работа налоговой службы, в том числе и конкретно системы ЦОД — это пример того, насколько велики наши резервы и возможности, если средства федерального бюджета расходовать рачительно. Полагаю, что таких возможностей у нас множество и в том числе это позволит нам преодолеть сложности, с которыми мы столкнулись и с которыми еще можем столкнуться в будущем.