Блоги сенаторов

Все записи блога Васильев Валерий Николаевич Васильев
Валерий Николаевич
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Сенаторы готовы принять эстафету утверждения Бюджета-2016

9 декабря Совет Федерации рассмотрит и утвердит бюджет Российской Федерации на 2016 год. Этот главный документ страны после прохождения всех этапов обсуждения, согласования и подписания главой государства, станет на целый год настольной книгой для всех государственных финансовых институтов.


9 декабря Совет Федерации рассмотрит и утвердит бюджет Российской Федерации на 2016 год. Этот главный документ страны после прохождения всех этапов обсуждения, согласования и подписания главой государства, станет на целый год настольной книгой для всех государственных финансовых институтов. 

В преддверии принятия бюджета страны в комитете Совета Федерации по экономической политике обсудили другой не менее важный документ — Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

В документе проанализированы основные тренды развития экономики России за 2015, предполагаемые итоги года, а также представлены не только основные направления развития на ближайшие годы, но и объясняется за счет чего будут достигаться поставленные прогнозные показатели при определенных условиях.

Следует обратить внимание на несколько важнейших, на мой взгляд, особенностей, которые вызывают наибольшее количество вопросов или требуют дополнительных объяснений.

Во‑первых, важно подчеркнуть, что у большинства граждан нашей страны ощущение существенного падения ВВП, но это, к счастью, не так. В первом полугодии 2015 г. действительно наблюдалась отрицательная динамика ВВП, но, начиная с июля 2015 г., спада экономики в целом не отмечалось. И естественно возникает вопрос, почему это никак не ощущается в повседневной жизни людей. А происходит это, прежде всего, потому, что в аутсайдерах – строительный сектор и большинство сегментов машиностроения, а положительная динамика сохраняется только в производствах, ориентированных на экспорт — химикаты, топливо, удобрения, пластмассы, причем, во многом, благодаря «слабому» рублю.

Сохраняется положительная динамика в пищевой промышленности. Но это происходит не сверх ассортиментного ряда продуктов, а за счет выпуска аналогов продуктов питания, которые попали под санкции и которые развиваются за счет существенных государственных инвестиций. И это нужно очень хорошо понимать. И даже в этих условиях по итогам 2015 года прирост производства продукции сельского хозяйства ожидается на уровне 1,4 процента.

Второй вопрос, требующий серьезного анализа – это вопрос инвестиций. Здесь на лицо существенное противоречие. Темпы роста можно увеличить в случае расширения производства и производственной инфраструктуры, вложений в инновационные сектора экономики, а также роста инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции. Все это возможно в значительной степени за счет значительного увеличения инвестиций. Так же можно сокращать издержки, ну и, конечно, развивать малый и средний бизнес. Хотя и сокращение издержек и развитие малого и среднего бизнеса тоже достигается в том числе за счет роста инвестиций. При этом в предлагаемом Министерством экономического развития Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов ожидается сокращение инвестиций почти на 10%. Кроме этого, существенное сокращение инвестиций в основной капитал в топливно энергетическом комплексе, например, наблюдается уже в 2015 году. Что это означает? Скорее всего, в 2016 году это никак существенно не скажется на результате, но уже в 2017–2018 году экономика неизбежно ощутит на себе последствия недовложений в основной капитал, поэтому мы никак не можем себе позволить продолжение этой тенденции в 2016 году и нам придется искать дополнительные резервы для того, чтобы инвестировать в расширение производственной инфраструктуры. Скорее всего, придется использовать государственно-частное партнерство хотя бы в тех сферах экономики, которые смогут давать сколько‑нибудь существенный эффект в обозримой временной перспективе. А также необходимо будет акцентировать внимание регионов на том, чтобы они максимально активно работали над повышением инновационной привлекательности своих территорий. Отдельные регионы очень результативно работают в этом направлении и результат ощутим, но для большинства российских регионов это будет сравнительная новая деятельность и им предстоит существенно поднатореть в этом направлении.

В‑третьих, важный аспект – это реакция рынка труда на те сложности и противоречия, с которыми сталкивается наша экономика. В Прогнозе говорится о том, что безработица по итогам 2015 года составит 5,8%. Возможно, это не критичный показатель, хотя в совокупности с сокращением на 9% реальной заработной платы, для существенной части российских семей это будет означать значительное изменение привычного жизненного уклада, корректирования планов на будущее, необходимости поиска дополнительного заработка.

Также во многом открытым остается вопрос уровня инфляции в 2016г. и в 2017г. и зависимость показателей уровня инфляции и уровня ставки ЦБ. С одной стороны, убежден, что нет прямой зависимости между данными показателями, а, с другой стороны, непонятно, какие меры должно предпринять государство дабы предотвратить спекулятивный тренд, который неизбежно последует в случае существенного снижения ставки ЦБ. На мой взгляд, здесь принципиально важно разработать целый ряд мер, в том числе и законодательных, которые будут работать на развитие экономики. Уверен, что это не должны быть меры исключительно запретительные, они должны работать на развитие малого и среднего бизнеса, об этом в Послании 3 декабря говорил и Президент Владимир Путин.

В заключении хотел бы подчеркнуть, что столь важный документ необходимо внимательно изучить, обсудить в экспертных кругах и выработать взвешенное к нему отношение, поскольку этот документ неизбежно станет определенным ориентиром нашего развития в среднесрочной перспективе.