Блоги сенаторов

Все записи блога Матвиенко Валентина Ивановна Матвиенко
Валентина Ивановна
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Пожилой человек – не «реликт», а современник

Календарь напомнил: 1 октября – Международный день пожилых людей. Прочитав эту запись, задумалась над тем, как изменилось за последние десятилетия и социальное положение тех, кого мы называем пожилыми людьми, и их роль в обществе, да и само понятие «пожилые люди». Сейчас этот термин используют все более осторожно, соотнося с тем, как себя ощущает и определяет сам пожилой человек. И это не просто дань политкорректности. Современные люди, перешагнув порог 60 лет, который официально считается точкой отсчёта пожилого возраста, в большинстве своём не отвечают традиционному представлению о старости. Они бодры, деятельны, энергичны, настроены на продолжение профессиональной деятельности.


Календарь напомнил: 1 октября – Международный день пожилых людей. Прочитав эту запись, задумалась над тем, как изменилось за последние десятилетия и социальное положение тех, кого мы называем пожилыми людьми, и их роль в обществе, да и само понятие «пожилые люди». Сейчас этот термин используют все более осторожно, соотнося с тем, как себя ощущает и определяет сам пожилой человек. И это не просто дань политкорректности. Современные люди, перешагнув порог 60 лет, который официально считается точкой отсчёта пожилого возраста, в большинстве своём не отвечают традиционному представлению о старости. Они бодры, деятельны, энергичны, настроены на продолжение профессиональной деятельности.

Продление активного периода жизни человека – одно из самых больших достижений современной цивилизации. На протяжении веков старость наступала рано, примерно к 40 годам. Так, у Н. Гоголя читаем: «Дверь нам открыла старушка лет сорока». «Старому» мужу Анны Карениной было менее 50 лет. «Старуха-процентщица» из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» по нынешним меркам вообще молодая женщина — 42 года. Старость ассоциировалась преимущественно с бедностью, болезнями, одиночеством. Что и закрепилось в известной русской поговорке «Старость – не радость».

Сегодня во многих странах, прежде всего в тех, которые принято называть развитыми, передовыми, картина качественно иная. И связано это с тем, что растущие технологические, экономические, социальные достижения современной цивилизации государство направляет на улучшение жизни пожилых людей. В том числе – на создание условий, позволяющих им и далее чувствовать себя полноценными членами общества, реализовывать свой интеллектуальный, профессиональный, творческий потенциал, играть активную роль в самых различных сферах жизни. Мы читаем тексты, в которых рассказывается о высокой степени социальной защищённости пожилых людей в развитых странах. Телевидение, кинематограф, Интернет демонстрируют фильмы, ролики, фото, на которых эти люди предстают спортивными, бодрыми, ухоженными. Они путешествуют по миру. Часто приобретают товаров и услуг больше, чем молодые.

Всё это правда. Но не вся. Развитые системы пенсионного обеспечения действуют лишь примерно в трети государств, где проживает всего около 30 % населения планеты. Благосостояние пенсионеров во многом складывается за счёт эффективной системы пенсионных накоплений, осуществляемых самими гражданами. При поддержке государства, работодателей. Но главная проблема в том, что поддерживать этот уровень становится всё труднее. Увеличение средней продолжительности жизни способствует «старению» населения как отдельных стран, так и планеты в целом.

Приведу цифры, дающие представление о масштабах этих процессов. С 1950 года число жителей Земли старше 60 лет возросло вчетверо, превысив 810 млн. человек. И ежегодно увеличивается на 58 млн. При сохранении такой динамики число пожилых людей уже к 2020 году достигнет 1 млрд., к 2050 году – 2 млрд. человек. В развитых странах, где средняя продолжительность жизни составляет ныне порядка 78 лет, старение идёт ещё быстрее. Так, в Японии, где средняя продолжительность жизни достигла 80 лет, доля пожилых людей в составе населения составляет 32%. В Швеции, одной из самых «старых» в этом смысле стран Европы, данный показатель — 25%, тоже немало.

Проблема старения населения есть и у нас. Доля пожилых людей в России составляет порядка 19%. Нет никакого сомнения в том, что увеличение средней продолжительности жизни при продлении её активного периода является интегральным показателем эффективности социальной политики государства. Наша страна вправе считать успехом то, что после длительного периода снижения средней продолжительности жизни она вновь начала расти, и в 2015 году превысила 71 год. Мы будем и далее направлять усилия на закрепление и усиление этой тенденции. И вместе с тем должны принимать меры по решению вопросов, которые ставит на повестку дня увеличение и абсолютной численности, и доли пожилых людей в структуре населения.

Основная проблема, по которой мне не раз приходилось выступать, — объективная необходимость повышения возраста выхода на пенсию. Россия стареет: если в 1980-е годы на 10 работающих приходилось два человека пенсионного возраста, то сейчас на 10 работающих приходится 6 пенсионеров. Как я сказала, это мировая тенденция. На планете немного найдётся государств, где бы возраст выхода на пенсию, был бы такой же, как в нашей стране. Как правило, он выше. Так, в Израиле он составляет 67 лет для мужчин и 62 года – для женщин, в Англии соответственно 66 и 66, в Швейцарии – 65 и 64. Каких‑то больших проблем с повышением пенсионного возраста ни в этих государствах, ни в других не возникало. Главное, что помогло такому безболезненному переходу, – это открытый диалог властей с гражданами, прозрачность действий органов власти, постепенность, поэтапность процесса.

Считаю, мы должны действовать также. Я не поддерживаю призывы «горячих голов» во власти начать процесс повышения пенсионного возраста немедленно, уже в будущем году. Но не поддерживаю и тех, кто в принципе противится этому повышению. Нам надо сбалансировать пенсионную систему, обеспечивать достойные пенсии. Но не «революционным скачком», а подготовительной административно-финансовой и разъяснительной работой.

Задачей большой государственной важности считаю расширение возможностей для пожилых людей оставаться востребованными, не сидеть, грубо говоря, на завалинке, продолжать трудиться. Разумеется, речь о тех из них, кто желает и может жить активной жизнью. На мой взгляд, наша страна много теряет из‑за того, что потенциал пожилых людей используется слабо. Одна из основных причин этого – общая атмосфера своего рода недоверия к ним, мол, что они могут? Однако уже в древности было понимание спорности такого взгляда. Выдающийся античный мыслитель и оратор Цицерон писал: «Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким делам именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют сил. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабевшем теле?»

В эпоху бурного научно-технического прогресса, сокращения доли физического труда и преобладания труда умственного, эта позиция, высказанная две тысячи лет назад, более чем актуальна. Многие пожилые люди сегодня могут и хотят работать. Нам надо менять не только само отношение к ветеранам в этом плане, но и внимательно посмотреть на существующее законодательство, подзаконные нормативные правовые акты. Продумать меры по созданию условий для данной социальной группы по повышению уровня квалификации, обретения новых профессиональных навыков, расширению практики дистанционной работы и т. д. С тем, чтобы выйти в итоге на оптимальное решение этого вопроса.

Полагаю, необходимо активизировать ту работу, которая в настоящее время ведется законодателями совместно с Правительством РФ, Министерством труда и социальной защиты, другими заинтересованными министерствами и ведомствами во исполнение поручения Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста». Итогом этих усилий должна стать Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста, которая определит государственную политику в этой сфере до 2025 года. Документ должен обозначить систему мер, направленных на рост благосостояния и социально-культурного развития пожилых людей, укрепление их здоровья, повышение продолжительности жизни и активного долголетия.

Конечно же, мы должны также продолжать деятельность по решению других проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди в медицине, в здравоохранении, на транспорте, в других местах. Повторю, старение населения идёт, и государство, общество обязано адаптировать общественную среду к этому процессу, гуманизировать её.