Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Результаты Минского процесса спустя год

Прошел уже год со дня принятия Минских соглашений, основанных на Минском протоколе от 5 сентября 2014 года и Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года.

12 февраля 2015 года был согласован Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. На основе Декларации, принятой 12 февраля 2015 года президентами Украины, Французской республики, Российской Федерации и канцлером ФРГ, лидеры этих государств «подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины». Данное подтверждение в условиях военного противостояния на Украине является важным политическим сигналом нынешним властям Украины быть более активными, последовательными и конкретными в своих действиях по выполнению соответствующих положений Минских соглашений.

Хотелось лишний раз вспомнить ряд важных положений, закрепленный в выше указанных документах. Среди тринадцати пунктов Комплекса мер по выполнению Минских соглашений предусмотрено «проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании (1), до конца 2015 года» (пункт 11).

Что мы имеем на данный момент? Президент Украины своим указом от 3 марта 2015 года создал Конституционную комиссию. Своим другим указом от 31 марта 2015 года Президент Украины утвердил состав Конституционной комиссии под председательством спикера Верховной Рады. Однако, Конституционная комиссия была создана не с целью выработки новой конституции, как это предусмотрено в пункте 11, а с целью подготовки поправок к ныне действующей Конституции Украины. Возглавляющий Конституционную комиссию спикер Верховной Рады, к сожалению, не помнит о том, что в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений Верховной Раде предписано принять постановление «с указанием территории, на которую распространяется особый режим … местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года» (пункт 4).

Тем самым, мы видим, что киевские власти активно пытаются «выборочно» выполнять отдельные пункты Комплекса мер, выискивая политическую выгоду. Все их попытки сводятся к тому, чтобы подвести особый статус ДНР и ЛНР в рамки Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который предусматривает лишь «право на языковое самоуправление», участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов, создание отрядов народной милиции, содействие со стороны центральных органов Украины трансграничному сотрудничеству в отдельный районах Донецкой и Луганской областей с регионами России.

Зато Конституционная комиссия Украины оперативно разработала поправки к ныне действующей Конституции Украины, которые касаются «территориального устройства и местного управления». Подчеркнем, что эти поправки были разработаны Рабочей группой Конституционной комиссии Украины и представлены на экспертизу в Венецианской комиссии. Но дело в том, что представленные властями Украины поправки к ныне действующей конституции, оцененные Венецианской комиссией как соответствующие Европейской хартии местного самоуправления, не имеют ничего общего с процессом децентрализации власти, не решают ни одного вопроса, связанного с особым статусом отдельных районов Донецкой и Луганской областей, предусмотренным в Комплексе мер по осуществлению Минских соглашений. Особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, как он предусмотрен в Комплексе мер, предполагает, прежде всего, децентрализацию всей вертикали государственной власти, которая должна быть закреплена в новой Конституции Украины в виде разграничения компетенции между центральной властью Украины и властями ДНР и ЛНР.

Киевским властям, Конституционной комиссии в том числе, следовало бы заняться подлинной конституционной реформой, цель которой достижение общественного согласия и гражданского мира в стране, на основе свободного политического диалога и позиций регионов Украины. В итоге же мы видим, что для Украины договоренности, заключенные в Минске год назад, а также последующие в феврале 2015 года представляют собой некую «декларацию поведения», которую можно абсолютно произвольно трактовать, а можно и вовсе с ней не считаться.