Рассматривая инициативу, направленную на упрощение порядка получения российского гражданства лицами, исповедующими православие, на предмет соответствия конституционным положениям, необходимо отметить, что конституционные принципы не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества, а также особенностей взаимодействия государства и религиозных конфессий.
Законодательное закрепление упрощенного порядка получения российского гражданства по религиозному принципу противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 14) является светским государством. Это помимо прочего означает, что ни одно из вероучений не может признаваться предпочтительным. Положения об особом порядке получения лицами, исповедующими православие, российского гражданства фактически будет свидетельствовать о поддержке государством только одной религии.
Взаимодействие личности и государства не предполагают возможность влияния религиозных убеждений человека на возникающие в рамках этого общественные отношения, в том числе связанные с получением гражданства.
Принцип равенства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) исключает возможность существования в законодательных актах норм дискриминационного характера. Установление в законе исключения или предпочтения, основанного на признаках религии, недопустимо. Дискриминация людей на основе религии или убеждений согласно Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г., является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов Устава ООН (статья 3). Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает запрет вводить такие различия в правах лиц, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Правовое регулирование вопросов гражданства Российской Федерации не может быть направлено на установление различий в социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Установление упрощенного порядка получения российского гражданства лицами, исповедующими православие, фактически вводит такое различие.
Закрепление в Законе о российском гражданстве указания на православие будет воспринято как установление обязательной религии, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации. Рассматриваемая инициатива также не согласуется с конституционной гарантией свободы вероисповедания, которая включает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ч. 1 ст. 28 Конституции РФ)
В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается (часть 2 статьи 3).
Обозначенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии инициативы конституционным предписаниям. С учетом этого законопроект по вопросу упрощенного порядка получения российского гражданства лицами, исповедующими православие, не может быть поддержан.
Комментарии
1
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться