Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Введение упрощенного порядка получения гражданства для лиц, исповедующих православие, противоречит российскому законодательству

Рассматривая инициативу, направленную на упрощение порядка получения российского гражданства лицами, исповедующими православие, на предмет соответствия конституционным положениям, необходимо отметить, что конституционные принципы не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества, а также особенностей взаимодействия государства и религиозных конфессий.

Законодательное закрепление упрощенного порядка получения российского гражданства по религиозному принципу противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 14) является светским государством. Это помимо прочего означает, что ни одно из вероучений не может признаваться предпочтительным. Положения об особом порядке получения лицами, исповедующими православие, российского гражданства фактически будет свидетельствовать о поддержке государством только одной религии.

Взаимодействие личности и государства не предполагают возможность влияния религиозных убеждений человека на возникающие в рамках этого общественные отношения, в том числе связанные с получением гражданства.

Принцип равенства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) исключает возможность существования в законодательных актах норм дискриминационного характера. Установление в законе исключения или предпочтения, основанного на признаках религии, недопустимо. Дискриминация людей на основе религии или убеждений согласно Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г., является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов Устава ООН (статья 3). Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает запрет вводить такие различия в правах лиц, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Правовое регулирование вопросов гражданства Российской Федерации не может быть направлено на установление различий в социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Установление упрощенного порядка получения российского гражданства лицами, исповедующими православие, фактически вводит такое различие.

Закрепление в Законе о российском гражданстве указания на православие будет воспринято как установление обязательной религии, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации. Рассматриваемая инициатива также не согласуется с конституционной гарантией свободы вероисповедания, которая включает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ч. 1 ст. 28 Конституции РФ)

В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается (часть 2 статьи 3).

Обозначенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии инициативы конституционным предписаниям. С учетом этого законопроект по вопросу упрощенного порядка получения российского гражданства лицами, исповедующими православие, не может быть поддержан.