Странная новость облетела недавно новостные ленты информагентств. Суть ее в том, что экс-премьер Михаил Касьянов в Вашингтоне передаст американским конгрессменам так называемый «список Немцова». В этом списке — восемь российских журналистов: — Владимир Соловьев, Аркадий Мамонтов, Андрей Караулов, Константин Семин, Дмитрий Киселев, гендиректоры телеканалов Владимир Кулистиков и Олег Добродеев, а также депутат Госдумы и телеведущий Алексей Пушков. Где такие новости, там и комментарии.
Был и сетевой шквал предложений защитить наших журналистов от американских санкционных списков. Но мне кажется, это бессмысленно, невозможно и контрпродуктивно, так как в корне противоречит самой философии этой правовой категории и конституционному принципу свободы слова.
Свободу слова невозможно задушить ни в чьих объятиях: ни в российских, ни в американских, ни в любых других. Это универсальная категория, ни в каких объятиях не удушаемая. Самонадеянно попытаться с ней покончить, конечно, можно, и такие случаи в истории мы знаем, но в любом случае это будет иллюзия, причем временная.
Для меня также выглядит удивительным, когда лидер оппозиционной партии, претендующей на власть, начинает бороться с журналистами, какими бы одиозными они ему не казались.
Мне тоже кое‑что не нравится в творческой деятельности некоторых из упомянутых в «расстрельном» списке, однако это не повод ябедничать на них. Можно просто не смотреть. Этого достаточно для цивилизованного выражения своего неприятия.
Но самое ключевое: я абсолютно уверен, что любую из упомянутых персон попросту невозможно принудить к выражению иной, искусственной точки зрения, под угрозой включения в какие то ни было ограничительные списки, тем более американские. Это их искренняя, настоящая точка зрения, в которую они верят, и право ее излагать важнее любых других, а вот если не верят — тогда другой вопрос, но тогда и не надо защищать. Но я уверен, что здесь не тот случай.
Необходимо, я бы сказал, постулировать: свобода слова или для всех или ни для кого и никакими санкциями ее ограничить невозможно. Если человек ценит свободу слова выше других свобод, то он уже победил.
И торг здесь не уместен.
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться