Принятое сегодня Верховной Радой Украины заявление «Отпор вооруженной агрессии Российской Федерации и преодоления ее последствий», как всегда, бездоказательно по содержанию и в силу этого по определению бессмысленно — у него нет и не может быть юридических последствий.
Принятое сегодня Верховной Радой Украины заявление «Отпор вооруженной агрессии Российской Федерации и преодоления ее последствий», как всегда, бездоказательно по содержанию и в силу этого по определению бессмысленно — у него нет и не может быть юридических последствий.
Но политически оно достаточно коварно, а, следовательно, — и деструктивно, поскольку реализует единственную и плохо скрываемую цель: как можно дольше сохранять в официальном словообороте выражения «российская агрессия», «аннексия», «вооруженные формирования РФ на территории Украины» и т. п… Чтобы именно в таком виде интерпретация событий устами украинских радикалов оседала в умах собственного населения и цитировалась в международных СМИ. 27 января Рада, как известно, уже принимала закон, которым признала Россию страной-агрессором, тем самым уверенно взяв на себя функции Совбеза ООН. На сей раз Рада ничтоже сумняшеся выступила уже и в роли Международного уголовного суда – такое впечатление, что центр Вселенной сместился сегодня в мозгах украинских депутатов на берега Днепра.
Давно замечено, что чем больше у Киева домашних проблем, тем активнее и решительнее он «воюет с Россией». Впрочем, есть и другая связка: начавшееся параллельно военно-парламентской суете резкое увеличение интенсивности обстрелов территории Донбасса может свидетельствовать о том, что Киев готовится к наступлению. И это тревожит намного больше: демагогия о «российской агрессии» нередко «крепчает» перед очередной попыткой воинственных властей Украины еще раз «наступить на грабли», цена которой — новые потрясения и очередное признание, что военного решения конфликта таки нет.
Однако, на мой взгляд, Киев давно заигрался. Пропаганда допустима в СМИ, но она не может превращаться в законы и постановления. Потому что, когда легкомысленным «жонглированием» столь важными и ответственными терминами, как «агрессия», «аннексия», «военные преступления» и «преступления против человечности», занимаются не журналисты и блогеры, а представители высшей законодательной власти страны, это говорит о серьезнейшем кризисе государственности и тяжелой психологической обстановке в государственной системе.
Нынешние украинские политики, получившие в свое распоряжение абсолютную власть (в том числе – путем массовых расправ с оппозицией, вплоть до политических «самоубийств»), тем самым приняли на себя и абсолютную ответственность за происходящее. И, по мере развития событий, им придется отвечать. Возможно, гораздо раньше, чем предполагалось. Отвечать за все и по весьма строгому счету. А потому истерика на тему «российской агрессии» предсказуемо усилилась.
Кроме того, Киев всеми силами уклоняется от диалога с реальной стороной своего конфликта. Ему и пропагандистски, и дипломатически удобнее говорить о «войне с Россией», чтобы а) не отвечать за жертвы среди собственного населения в результате своей (анти)террористической операции; б) гарантировать себе внешнюю поддержку и сочувствие западных обывателей, и в) банально не исполнять Минские соглашения.
Однако это – путь в никуда. Потому что вести одну войну (гражданскую), а рассказывать населению о другой (отражении агрессии) вечно не получится. Как говорил А.Линкольн, «можно бесконечно долго обманывать одного человека, можно непродолжительное время обманывать большое количество людей, но нельзя постоянно обманывать всех». Минские соглашения были отличным способом для украинских властей сохранить лицо в этой непростой ситуации явного конфликта пропаганды с реальностью: при участии и посредничестве России, Германии и Франции Киеву предлагалось договориться о модальностях прекращения вооруженных столкновений с ДНР и ЛНР и постепенно прийти к внутриукраинскому урегулированию. Что не исключало бы даже параллельного победного треска в СМИ об «отпоре агрессору» и т. п. – лишь бы шел процесс.
Однако этот деликатный способ выхода из непростой ситуации показался «горячим головам» в Киеве недостаточно победным и убедительным. Потому что в нем в конечном итоге не осталось бы места для «российской агрессии», которое, однако, уже давно и щедро выделено в законодательстве, историографии и школьных учебниках. Относительное затишье на фронтах, похоже, стало для «ястребов» в Киеве хуже поражения, потому и вернулись к опробованному способу нагнетания военных страстей и мобилизации на «отпор внешнему врагу».
Интересно одно – как Киев все же будет выкручиваться потом, когда вся правда, так или иначе, всплывет наружу? Рассчитывать на то, что стерпится-позабудется, не приходится: не тот век – на дворе, как-никак, эпоха интернета и спутников-шпионов. Если только, конечно, не предполагается «зачистить» физически или хотя бы позатыкать рты вообще буквально всем свидетелям творившихся все это время преступлений. Но тогда становится страшно за народ в целом. В стране брат пошел на брата, а власть в это время разглагольствует о «российской агрессии» и приглашает иностранцев обучать карателей интенсивнее убивать своих сограждан. Так кто за все это ответит? И когда? Ответ за народом, а не за политиками – об этом лучше помнить всегда.
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться