Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Заместитель Председателя Совета Федерации

Русский мир – мифы и реальность: к предстоящему «круглому столу» в Совете Федерации

За последний год не было, пожалуй, такого понятия, которое было бы столь по‑разному интерпретировано, искажено, использовано в самых различных спекуляциях, как выражение «Русский мир». Особенно это стало актуальным в связи с событиями на Украине, где Россия открыто и однозначно выступила в защиту прав русских, проживающих в соседней стране. В этом, конечно же, нет ничего удивительного, ибо речь идет о миллионах людей.


За последний год не было, пожалуй, такого понятия, которое было бы столь по‑разному интерпретировано, искажено, использовано в самых различных спекуляциях, как выражение «Русский мир». Особенно это стало актуальным в связи с событиями на Украине, где Россия открыто и однозначно выступила в защиту прав русских, проживающих в соседней стране. В этом, конечно же, нет ничего удивительного, ибо речь идет о миллионах людей.

Мы по‑прежнему убеждены, что причины и истоки большинства внутриукраинских проблем кроются именно в культурно-этнической сфере. Эти «мины замедленного действия» могли быть заранее обезврежены при разумной политике и прежних, и новых властей Украины. Однако так называемый «евромайдан» изначально позиционировал себя, помимо прочего, как жестко антироссийское и антирусское явление, настаивая на единственном государственном языке, отрицая право русскоязычных областей на самостоятельное определение собственного статуса в новом государстве и на сохранение культурных и экономических связей с Россией.

К сожалению, в то время, как украинские националистические движения продемонстрировали волю и стремление к самоорганизации (вплоть до создания боевых отрядов из числа радикалов-националистов), многомиллионный Русский мир Украины фактически оказался без полноценного политического представительства в высших органах власти и не готовым к отстаиванию своих прав в ходе националистического и прозападного переворота в феврале прошлого года.

Безусловно, эти уроки должны быть тщательно проанализированы и учтены в наших дальнейших взаимоотношениях с соотечественниками за рубежом. Очевидно, можно говорить о каких‑то упущениях или недостаточных усилиях и ресурсах в обеспечении работы на этом направлении как с российской стороны, так и со стороны самих соотечественников на местах. С другой стороны, конечно же, трудно было заранее предвидеть драматический ход событий в ноябре 2013 — феврале 2014 гг., когда многие русские на Украине – в Крыму, в Донецке и Луганске – просто не увидели для себя иного выхода, кроме столь же радикального самоопределения. Имеющиеся в стране структуры соотечественников были больше ориентированы на культурную, а не на политическую и правозащитную деятельность, рассчитаны, так сказать, на мирное время и на нормальное сосуществование в рамках фактически двуязычного государства. Однако события жестко поставили русских на Украине перед принципиально новой реальностью, на которую пришлось реагировать не менее жестко.

Все это неизбежно вызывает вопросы – как быть? Что делать? Что можно и нужно было сделать ранее, чтобы предотвратить подобное развитие ситуации, которое привело в итоге к кровопролитию и к тысячам жертв среди русского населения, сотням тысяч беженцев и гуманитарной катастрофе в целом регионе, где проживают наши соотечественники?

Ответы на эти вопросы мы хотели бы попытаться дать на «круглом столе» на тему «Совершенствование механизмов взаимодействия Российской Федерации с зарубежным Русским миром», который уже завтра, 5 марта, будет проводить Комитет Совета Федерации по международным делам. Мы рассчитываем услышать мнение ведущих экспертов в этой области и представителей исполнительной власти, в частности, по трем ключевым аспектам:

— совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы работы профильных органов государственной власти и российских НПО с соотечественниками за рубежом;

— совершенствованию форм взаимодействия с организациями соотечественников;

— созданию действенных механизмов участия соотечественников за рубежом в информационном обеспечении внешней политики Российской Федерации.

В первую очередь необходимо проанализировать эффективность реализации Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» прежде всего – в части достижения основной цели государственной политики на этом направлении: обеспечения правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах.

Ведь речь не идет о том, чтобы использовать русские диаспоры за рубежом в качестве нашей «пятой колонны», чем сегодня стараются запугивать, например, страны Балтии для усиления там военного присутствия НАТО, а также участников евразийской интеграции, которую пытаются представить в виде попытки воссоздания СССР.

Однако уже очевидно, что от фазы консолидации – которая сама по себе может быть бесконечной, ибо нет предела совершенству – нашим организациям соотечественникам необходимо переходить к превращению в самостоятельную влиятельную общественную силу в собственных странах подобно тому, как это делают диаспоры других стран. Безусловно, этот процесс должен быть поддержан со стороны России – опять же, в тех же формах, как это делают другие. Но основной отрезок пути надо пройти самим соотечественникам, чтобы их воспринимали всерьез и уважали их права и свободы. Уже очевидно, что механизмы ОБСЕ, Евросоюза, Совета Европы на этом направлении фактически не работают, либо работают весьма избирательно – увы, не в пользу русских. Значит, надо больше действовать самим. В том числе, например, объединяя усилия по отстаиванию законных прав национальных меньшинств с другими национальными диаспорами (например, венгерской на Украине или польской в Литве).

Надо отдавать себе отчет в том, что проблема соотечественников не может быть темой «на один раз» — это предмет постоянной, системной и консолидированной работы всех ведомств. Как, впрочем, и гражданского общества России, ибо оно также не должно возлагать всю миссию по взаимодействию с соотечественниками за рубежом исключительно на государство: русские (татары, чеченцы, чуваши и т. д.) в других странах хотят говорить с русскими (татарами, чеченцами, чувашами и т. д.) в России. И эти диалоговые форматы должны создаваться и действовать на постоянной основе – разумеется, при ресурсной и организационной поддержке государства – без этого пока обойтись нельзя и этим сегодня активно занимаются все государства мира, имеющие большие и малые национальные общины за пределами своих границ.

Тема наших соотечественников за рубежом будет находиться постоянно в поле зрения Комитета Совета Федерации по международным делам, и мы постараемся регулярно информировать о новых событиях на этом направлении, учитывая его объективно возросшую важность в современном международном контексте.