442 Федеральный закон был подписан 28 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Продолжительный переходный период был дан регионам на подготовку своей нормативной базы, всевозможные согласования, «раскачку», мониторинг…
Что изменилось с тех пор? Готовы ли работники социальной сферы трудиться в новых нормативно-правовых реалиях? Какие сложности возникают, в том числе, и у самих потребителей социальных услуг?
442 Федеральный закон был подписан 28 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Продолжительный переходный период был дан регионам на подготовку своей нормативной базы, всевозможные согласования, «раскачку», мониторинг…
Что изменилось с тех пор? Готовы ли работники социальной сферы трудиться в новых нормативно-правовых реалиях? Какие сложности возникают, в том числе, и у самих потребителей социальных услуг?
В ходе рабочей поездки в Курскую область я встретился с сотрудниками Центра социального обслуживания населения. Участники встречи перечислили очевидные плюсы нового закона: расширение перечня граждан, получающих соцуслуги, законодательное закрепление профилактической работы, возможность выбора поставщика соцуслуг и другие.
При этом социальные работники рассказали и об обратной стороне нововведений. Например, в Курской области уже были случаи, когда к пенсионерам обращались представители фирм, якобы действующих в рамках нового Федерального закона и предлагающих сомнительные платные услуги.
Считаю, что во избежание подобных ситуаций профильным службам необходимо усилить информационно-разъяснительную работу, чтобы граждане знали, где могут получить достоверную информацию по тому или иному вопросу, связанному с социальным обслуживанием.
Выявился еще один факт: граждане выражают опасение, что в связи с введенными изменениями у соцработников не останется времени на человека, на беседу с ними, что для стариков очень важно, особенно для одиноких, ведь теперь соцработникам придется обслуживать большее количество получателей услуг.
Что касается Курской области, могу подтвердить, что в течение переходного периода Комитет социального обеспечения региона разработал свои нормативные правовые акты, которые вступили в силу с 1 января 2015 года.
Многое из того, о чем говорится в новом законе, в Курской области реализовывалось и прежде. Согласно 442 закону, ключевую роль в обеспечении соблюдения прав обслуживаемых граждан играют попечительские советы при учреждениях социального обслуживания. В регионе с 2013 года практически во всех учреждениях созданы попечительские советы, которым отводится значимая роль, в том числе в организации в учреждениях независимой оценки качества работы и составления рейтинга их эффективности, с тем, чтобы скорректировать качество деятельности организаций.
Уверен, что к мониторингу реализации данного закона необходимо подключать широкий круг общественных организаций. Подготовлен унифицированный опросник, который поможет проанализировать, насколько об указанном законе знают потребители услуг, и, прежде всего, многодетные семьи и инвалиды, насколько этот нормативный документ помогает решать возникающие проблемы.
Например, в период с 20 по 29 января общественная организация «Союз пенсионеров России» провела выборочный экспресс-опрос среди получателей соцуслуг на дому, в стационарах и полустационарах, а также среди работников соцслужб в 38 регионах восьми федеральных округов.
В начале опроса соотношение тех, кто ощутил на себе действие этого закона, уже начал получать услуги по‑новому или хотя бы слышал об изменениях, было примерно один-два человека из десяти. Под конец опроса это соотношение начало выравниваться: уже 43 процента опрошенных сказали, что знают об изменениях, 30 процентов не знают и 26 процентов что‑то слышали.
Это говорит о том, что в некоторых регионах прошедший 2014 год ушел на «раскачку», а те, кто должен реализовывать закон на практике, «шевелиться» начали только к концу января.
Комментарии
3
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться