Блоги сенаторов

Все записи блога Бокова Людмила Николаевна Бокова
Людмила Николаевна
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О перспективах дополнительного образования для детей

Говоря о новых возможностях дополнительного образования для детей в России, хотелось бы отметить следующие аспекты:

1. Адаптация программ дополнительного образования под современные потребности детей и родителей. Социологический аспект ДОД – преодолеть ограниченность общего образования. Все занимаются физкультурой, но секция – эффективна, т. К. учитывается желание, интерес, есть мотивация. Особенно важно обратить внимание на возникновение и реализацию потребностей в ДОД родителей и детей, специалистов.

Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, Министром образования были отмечены этапы реализации Концепции:

Концепция — это форма изложения основной мысли, теоретические исходные построения процессов. Начиная с первого этапа, планируется постоянный мониторинг реализации концепции, оценку её эффективности, степени достижения ожидаемых результатов. Реализация концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты. Дополнительными программами будет охвачено не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В настоящее время эта цифра составляет 62%. Таким образом, очень важно, чтобы в этом комплексе мер нашли отражение интересы детей и их родителей. Что мы слышим – ДОД – существенно изменить, увеличить З.П., повысить материальное обеспечение, возродить технические кружки. Необходимо развивать задатки каждого в меньшинстве. Тенденция в кружках – выявить самого лучшего. В результате нет информации о включенность каждого ребенка, а это путь к реконструкции программ ДОД.

2. Концепция ставит одним из основных — персонализированный подход к реализации программ дополнительного образования и одним из преимуществ данного подхода указана «неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования». Но очень важно понимать, что неформализванность содержания образования может также вести и к созданию низкокачественных программ дополнительного образования. Безусловно, в концепции предусмотрен мониторинга качества реализуемых программ дополнительного образования, однако критерии мониторинга не определены.

3. С точки зрения финансирования в концепции указано, что будет проведено «развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе внедрение методики определения численности обучающихся, финансируемых за счет бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.), в музыкальных школах, школах искусств и спортивных школах», то есть опять же мы говорим про использование нормативно-подушевого финансирования, но уже несколько лет и в СМИ, и сами представители действующих организаций дополнительного образования говорят не только о сложностях вычисления нормативов подушевого финансирования для каждой организации, а также об отсутствии оценок эффективности данного подхода для учреждения дополнительного образования.

4. В любом случае, прежде чем говорить об адаптации программ дополнительного образования, необходимо определить условия, в которых данные программы будут реализованы. На сегодняшний день, условия не определены. Переходя к потребностям детей и родителей, Мы знаем, что каждый родитель хочет лучшего своему ребенку, но если говорить про рынок образовательных услуг, то на данном рынке действуют такие же правила, как и на любых других – что лучше рекламируется, туда в первую очередь и поведут своего ребенка родители. Нужно понимать, что родители также нуждаются в получении прозрачной информации о качестве той или иной образовательной программы и отличии одной программы от другой. Основополагающую роль в формировании программ дополнительного образования в любом случае должно иметь государство на уровне регионов, муниципалитетов для определения базового набора программ дополнительного образования.

5. Что касается новых форм дополнительного образования, стремительное технологическое развитие открывает новые возможности в сфере дополнительного образования. Стоит хотя бы отметить, использование глобальной сети Интернет при организации программ дополнительного образования детей на принципе «открытых дверей», когда участие в программах ДОД могут принимать дети различных регионов, в случаях, когда образовательной программой такой подход предусмотрен. Но и здесь возникает вопрос о финансировании организации, если она работает с детьми подобным образом

6. Механизмы стимулирования негосударственного сектора дополнительного образования. Что заложено в Концепции развития дополнительного образования детей в РФ. Отмечу, что Концепция предполагает активное участие бизнеса в реализации программ дополнительного образования детей. Наверное, данный вопрос можно объединить и с конкретными моделями государственно-частного партнерства.

7. Очень хорошо, что в рамках Концепции уже указана необходимость создания «ресурсных центров» для обеспечения технологической подготовки обучающихся, однако, «ресурсные центры», могут по принципу франшизы предлагать бизнесу успешные образовательные программы дополнительного образования для тиражирования и реализации в рамках негосударственных учреждений.

Нужно также активно взаимодействовать с бизнесом, с точки зрения, учета системы портфолио детей и их участия в программах дополнительного образования, в дальнейшем, уже при устройстве на работу.

8. В результате мы видим три основы – концептуальные основы, программно-методическое обеспечение и новые технологические и педагогические проекты.