Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О демократических стандартах при проведении референдумов

2014 год еще не завершился, а в мире уже прошло два референдума, претендующих на корректировку политической карты мира: 16 марта – референдум в Крыму, 18 сентября – в Шотландии.


2014 год еще не завершился, а в мире уже прошло два референдума, претендующих на корректировку политической карты мира: 16 марта – референдум в Крыму, 18 сентября – в Шотландии.

Хотелось бы обратить внимание на то, как готовился и проходил референдум в Шотландии, считаю этот вопрос актуальным, так как наши западные партнеры упрекают почему‑то нас, Российскую Федерацию, в нелегетимности референдума в Крыму.

Впервые в истории организации избирательных процедур на территории Великобритании были аккредитованы в качестве официальных международных наблюдателей представители российского общественного объединения, чья работа позволяет нам оценить прошедший референдум.

Как выяснилось по итогам работы наблюдателей, в процессе подготовки и проведения референдума о независимости Шотландии имел место ряд существенных нарушений, которые могли бы повлиять на итоги голосования.

Среди конкретных отклонений от демократических стандартов следует отметить следующее:

1. Возможность получения бюллетеня без предъявления документов, удостоверяющих личность;

2. Несоблюдение принципа тайны голосования;

3. Возможность отказа от права голоса в пользу третьих лиц (голосование по доверенности);

4. Несоблюдение принципа всеобщего права на участие в референдуме;

Особо хочу выделить несколько пунктов. Принцип тайного голосования один из базовых принципов в избирательном праве, однако есть факты, подтверждающие, что данный принцип не соблюден.

Каждый бюллетень для голосования на референдуме имел индивидуальный номер, проставленный на его обратной стороне. При выдаче бюллетеня члены комиссии в таблице с номерами бюллетеней напротив номера бюллетеня проставляли порядковый номер избирателя в списке избирателей (он же порядковый номер приглашения). Таким образом, не исключена возможность контроля за волеизъявлением каждого участника референдума.

Правом участия в референдуме (помимо самих шотландцев, проживающих на территории Шотландии) на момент референдума обладали:

1)Подданные Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, проживающие в Шотландии;

2) Граждане Европейского Союза, проживающие в Шотландии;

3) Граждане государств Британского Содружества (Международная организация, объединяющая 53 государства), имеющие разрешение на въезд или пребывание в Великобритании и проживающие в Шотландии;

4) Члены Палаты Лордов – верхней палаты британского парламента, постоянно проживающие в Шотландии;

5) Военнослужащие Соединенного Королевства, дипломаты, зарегистрированные как избиратели в Шотландии, которые имели возможность проголосовать по почте;

6) Служащие Британского Правительства, зарегистрированные как избиратели в Шотландии.

В то же время 800 тысяч человек – этнических шотландцев, проживающих вне Шотландии – в других частях Соединенного Королевства не получили права на участие в данном референдуме. Цифра, безусловно, существенная относительно к общему числу зарегистрированных участников референдума – 4,2 млн. человек.

Соглашение о проведении референдума о независимости Шотландии было подписано 15 октября 2012 года, то есть за 2 года. Данного периода времени достаточно, чтобы задействовать всевозможные ресурсы для оказания влияния на итоги референдума. Если же мы вспомним хронологию событий на Украине в 2014 году, то мы видим, что между государственным переворотом и прошедшим референдумом о статусе Крыма прошло менее месяца, что подтверждает факт прямого волеизъявления населения Крыма и отсутствие со стороны Российской Федерации действий, направленных на решение судьбы полуострова.

В любом случае как бы ни были нарушены различные демократические процедуры при организации референдума в Шотландии, Правительство Великобритании не стало прибегать к силовым методам воздействия в целях недопущения выхода из своего состава территории, чем не стала пренебрегать Украина, используя вооруженные силы в качестве массированного влияния в отношении Донецка и Луганска.