Блоги сенаторов

Все записи блога Бокова Людмила Николаевна Бокова
Людмила Николаевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Саратовской области

Педагог – ключевая фигура в реформировании образования

Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог должен обладать сам и постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.


Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог должен обладать сам и постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это акценты успешного педагога. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от излишнего контроля, огромного количества ненужной документации.

Для чего необходим профессиональный стандарт? Профессиональный стандарт педагога установит единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Он поможет дать оценку уровню квалификации педагогов в период приёма на работу, при аттестации, при планировании карьеры. На профессиональный стандарт можно опереться при формировании должностных инструкций и разработке федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции во многом сковывают инициативу учителя, обременяют формальными требованиями (например, составление образовательных программ), отвлекают от работы с детьми.

Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога предлагается для широкого обсуждения с участием заинтересованных сторон: педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования.

В перспективе это расширяет сферу применения профессионального стандарта педагога. Например есть необходимость в введении новой специальности: педагог дополнительного образования, педагог системы профессионального образования, педагог-психолог и др.

Но от педагога нельзя требовать то, чему его не учили. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки кадров.

Расширив границы свободы творчества педагога, профессиональный стандарт одновременно повысит ответственность за результаты труда.

Необходимо также помнить, что условия, в которых педагоги осуществляют свою профессиональную деятельность, различны. Сельская школа и школа в мегаполисе, моноэтнический и полиэтнический состав учащихся, математический лицей и инклюзивная школа. Только широкое обсуждение профессионального сообщества позволит сделать профессиональный стандарт необходимым инструментом в работе каждого педагога.