В Ашхабаде нашу делегацию встретил Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
Наш визит совпал сразу с двумя праздниками в Туркмении. Мы поздравили главу государства и весь туркменский народ со знаменательной датой — 21-й годовщиной независимости страны и праздником Курбан-байрам, а также передали президенту страны поздравительное письмо от Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
В ходе встречи с президентом Туркменистана мы отметили, что двустороннее взаимодействие достигло высокого уровня. Также мы обсудили наиболее приоритетные сферы сотрудничества, такие как укрепление межпарламентского диалога, обмен опытом законотворческой деятельности, а также наращивание плодотворных гуманитарных контактов.
Мы побывали в Меджлисе (парламенте), где обменялись с туркменскими коллегами мнениями о перспективах эффективного взаимодействия между парламентариями двух дружественных стран.
Но хотелось бы еще рассказать о неофициальных мероприятиях. К счастью, наш визит длился несколько дней, и мы успели лично познакомиться с этим древним государством.
Итак, начну свои хроники:
«Музей Ковра»
Испепеляющее солнце Ашхабада рисовало миражи перед глазами. Мы подъехали к красивому зданию «Музея Ковра», который был создан постановлением Президента Туркменистана от 20 марта 1993 года.
Сотрудники музея собирают, изучают, хранят, экспонируют и реставрируют уникальные экземпляры ковровых изделий ручной работы, представляющие историческую и художественную ценность. Общая площадь музея — 5089 квадратных метров. Здесь представлено более двух тысяч ковровых изделий. А еще около восьми тысяч образцов старинных ковров находятся в хранилищах. Один из самых известных экспонатов — ковер общей площадью 301 квадратный метр, сотканный в 2001 году туркменскими мастерицами. Это самый большой ковер ручной работы в мире. В 2003 году его официально внесли в Книгу рекордов Гиннеса. Еще в музее есть уникальные двухсторонние ковры, а также ковер, плотность которого составляет около 1355000 узлов на один квадратный метр.
Но мое внимание привлек рельефный ковер. Его фактура была очень необычной — словно в 3D. Орнаменты и рисунки, объемные и как будто живые.
Под тихий голос девушки — экскурсовода за доли секунд я оказался где- то совсем далеко в прошлом.
Туркмения. 1948 год. Октябрь. Трясется земля. Рушатся дома. Перед глазами картинками Апокалипсиса стало проноситься страшное землетрясение. В городе Ашхабаде в эту ночь стихия унесла жизни родных Туркменбаши. Погибли 160 тысяч жителей Туркмении, Боссан была одной из них.
«Живой ковер»
Драконы оживали в руках черноокой красавицы Боссан. Словно тутовый шелкопряд, она без устали трудилась над своим ковром. Тонкие пальцы Боссан с любовью оживляли драконов. Руки были исцарапаны, шла кровь, но не останавливало ее, а лишь предавало сил. «Мои драконы будут живыми. Мой орнамент станет рассказывать тысячелетиям историю моего народа»- думала Боссан. Хрупкая туркменская девушка придумывала новую никому непосильную технику, аккуратно выстригая каждый миллиметр своего рисунка.
Землетрясение настигло ее за работой, ковер был уже почти соткан.
Стихия успокоилась. Город стонал. Под руинами нашли красавицу мастерицу и ее великое незавершенное творение — ковер с живыми драконами, которые переливались чешуей даже под слоем пыли.
Ее мать Аманабиби, самая известная мастерица по коврам, которая поначалу совсем не верила в затею дочки, после похорон нежно поглаживала драконов, а по щекам катились раскаленные слезы. Добрая старенькая женщина беззвучно кричала от боли. Ее безмолвный крик раздавался в самых отдаленных уголках пустыни Кара-Кум. Она перебирала дрожащими пальцами ворс шерсти сараджинских баранов, вспоминая смех и взгляд красавицы Боссан.
И мать продолжила невозможную задумку своей дочки. Она стала заканчивать ковер.
Четыре долгих года женщина беспрестанно вязала непослушными пальцами узелки. В 1952 году она закончила ковер. Драконы изогнули спины, цветы распустили бутоны. Когда зима отходит, наступает весна. Сердце матери выполнило свой долг, и старенькая Аманабиби спокойно умерла, унеся в могилу все секреты этого ковра.
Секрет матери и дочери до сих пор остается тайной. Целое «министерство ковра» пытается воссоздать этот шедевр. К сожалению, пока получается только частично.
Ковер Боссан — не единственное сокровище Ашхабада.
Красивая туркменка-гид с косами, словно сошедшая с иллюстраций учебника моего советского детства, отвела нас еще к одному сокровищу.
Нам показали уникальную находку — образец туркменского ковра размером 183×200 сантиметров, плотностью 3600 узлов на 1 квадратный дециметр. В 1947 году археологи нашли этот ковер во время раскопок древнего могильника в кургане Пазырык на Алтае (Россия). Возраст туркменского ковра, пролежавшего в зоне вечной мерзлоты 2400 лет и при этом почти не потерявшего свои свойства, определили специальным методом. Удивительно, что он сохранился до наших дней, словно сделан вчера. Совершенно непостижимо. Туркмения — страна открытий.
Сейчас ковер-раритет хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Я обязательно туда схожу…
Комментарии
2
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться