Согласно теории эволюции (не только Дарвина, но и цивилизаций), выживает не самый сильный. И не самый умный. Выживает тот, кто лучше всех адаптируется к новым реалиям.
Двадцатые годы XXI века остро напомнили, что и без падения метеоритов, которое случилось шестьдесят миллионов лет назад, у Земли есть вероятность завершить свою современную историю со всеми ее интеллектуальными достижениями и центрами силы. Чтобы когда‑нибудь начать все сначала.
Перспектива, прямо скажем, так себе. Поэтому к новой реальности нам нужно начать приспосабливаться. Тем более, апостол Павел уже нам подсказал этот неизбежный путь: «Из страданий рождается стойкость, из стойкости – твердость, из твердости – надежда». При этом придется постоянно оживлять в памяти слова бессмертного Данте Алигьери: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».
События последних лет кажутся хаосом, сумбуром, броуновским движением. Они фиксируют внимание политиков, экспертов, журналистов или простых наблюдателей на дни, недели, в лучшем случае – на месяцы. Часто увидеть основные тренды не удается. А выделить надо главное, чтобы не утонуть в деталях.
Что на сегодня является определяющим для формирования нового мирового порядка? Один скажет: амбиции Китая. Другой возразит: нет, это Путин. Мы же отметим: вы правы, но решающий фактор – это очевидный переход, если хотите, возвращение США к политике изоляционизма. Это у них традиция. Изначально у молодой страны была задача: не допустить внешнего вмешательства и излишнего влияния. Уже к концу XVIII века Америка вышла из всех международных договоров, которые к тому времени успела заключить. И больше не заключала никаких союзов до самой середины XX века. Это Вторая мировая война буквально вытолкнула Соединенные Штаты в мир. С той поры по настоящее время США несли это бремя, которое стало восприниматься как естественное состояние.
Но второе пришествие Трампа изменило если не все, то очень многое. Он на практике сделал то, что и его предшественники после провозглашения независимости – фактически вышел из всех международных договоров, особенно многосторонних. ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, ВТО, НАФТА, НАТО мало интересуют США. И это происходит одновременно с заметным демонтажом основных государственных институтов и движением Америки к авторитаризму.
Как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, процесс пошел. К тому же происходящая сегодня на наших глазах эволюция цивилизации, идущая сквозь горнило войн (классических и гибридных), революций (цветных и не только), глобальных сделок (явных и скрытых), по своим практическим последствиям сопоставима с потрясениями и Первой, и Второй мировых войн. В таких условиях настало время практических мер по «переучреждению» основных международных организаций и международного права. И Россия может предложить миру новую, выстраданную ей международную повестку. Для этого и Федор Михайлович Достоевский есть у нас с его концепцией «всемирной отзывчивости» России.
Созданные преимущественно после Второй мировой войны международные организации играли важную роль в поддержании мира и стабильности, развитии экономического и гуманитарного сотрудничества. Так было вплоть до начала нового тысячелетия, когда стартовала прогрессирующая эрозия миропорядка. Вся конструкция, основанная на этих правилах, стала рушиться с исчезновением Советского Союза. Единство и борьба противоположностей как источник развития перестали существовать.
Было два мира — две системы, остался один мир. Наступила деградация, которая входит в острую фазу с разрушением другой опоры прежней системы — США. Ссылки на международное право принимают чисто ритуальный характер.
Созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций отметила свое 80-летие. Ее предшественница – Лига Наций просуществовала всего двадцать шесть лет. Обе организации были созданы после мировых войн, чтобы «никогда больше». ООН, казалось, имела шансы учесть уроки истории. Но с тех пор много воды утекло вместе с корейской, вьетнамской, афганской, ближневосточными и многочисленными африканскими войнами. А Совет Безопасности был статистом, проводившим свои многочисленные заседания и неспособным принять те самые обязательные решения. Генеральная Ассамблея по сути разделились на фракции, в основном, конъюнктурные. Не стало коллективного запада, глобального юга и стран народной демократии. ООН находится в инерционном дрейфе, превратившись в синекуру для дорогостоящей бюрократии и совершенно недееспособной.
В этом году отметила свой 50-летний юбилей еще и ОБСЕ. Думаю, немногие заметили это событие. И сама организация, похоже, тоже. Не будет преувеличением сказать, что в сегодняшних европейских делах ОБСЕ не играет никакой роли. А ведь какие были надежды! Какие мечты! Наверное, было бы правильно инициировать ее самороспуск, а Хельсинский заключительный акт считать историческим памятником.
Идея полномасштабной третьей мировой войны, что называется, носится в воздухе, и упреждающие перемены нужны уже сейчас. Ибо по итогам новой войны создавать систему международной безопасности, скорее всего, уже будет некому.
Возникает важный практический вопрос: как к такой задаче приступить? Существующие и обсуждаемые предложения по реформированию этих международных организаций не решают проблему. Это традиционные для крупных бюрократических структур способы: убавить здесь, прибавить там. В мире произошли радикальные перемены, изменившие отношения, говоря марксистским языком, между базисом и надстройкой как в рамках государств, так и в международных отношениях. Появление новых средств связи, интернета, социальных сетей, искусственного интеллекта требует адекватного изменения и механизмов демократии на локальном, региональном и глобальном уровнях.
В таких новых условиях необходимо создавать и поддерживать механизмы, формирующие основы «созидательного разрушения» и в «надстройке», чтобы исключить возвращение к стагнации, как это бывало в прошлом. Подобная логика, увы, применима к современным международным отношениям и деятельности международных организаций.
Страны-учредители, страны-доноры должны инициировать роспуск ООН и ОБСЕ. Россия может выступить в этом лидером. Уверен, Трамп обязательно поддержит такой подход. Сейчас он занимается этим в своей стране. Есть некий символизм в том, что прямо сейчас Президент США разрушает Восточное крыло Белого дома, чтобы построить невиданный доселе чуть ли не золотой банкетный зал. Это обозначает одновременно разрушение традиционной государственности и восточной политики США.
Двести лет назад французский философ Алексис де Токвиль в книге «Демократия в Америке» писал: «В настоящее время в мире существуют два великих народа, которые, несмотря на все свои различия, движутся, как представляется, к единой цели. Это русские и англоамериканцы. Оба эти народа появились на сцене неожиданно… У них разные истоки и разные пути, но очень возможно, что Провидение втайне уготовило каждой из них стать хозяйкой половины мира». Почему бы и нет?
Но при этом не стоит забывать и слова моего великого земляка, выдающегося ученого, члена-корреспондента Российской императорской академии Иакинфа Бичурина: «На востоке Азии существует государство, которое, по своей противоположности во всем с прочими государствами, составляет редкое, загадочное явление в политическом мире. Это – Китай, в котором видим все то же, что есть у нас, и в то же время видим, что все это не так, как у нас». Жаль, западные философы и политики слишком поздно ознакомились с наследием синолога с мировым именем. Иначе бы заметили, что постепенно, шаг за шагом, мудрый китайский дракон вместе с Индией (а это порядка трех миллиардов человек, почти половина населения земного шара!) укрепляют свои позиции на мировой арене.
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться