Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Отсутствие регулирования автономных транспортных средств

Россия активно принимает участие в развитии беспилотного транспорта. Тесты беспилотных автобусов и такси проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Также исследуются возможности применения беспилотных транспортных средств для грузоперевозок, особенно в сфере логистики и транспортировки грузов на большие расстояния.

При этом новый вид транспортных средств требует четкой правовой базы для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения и эффективной эксплуатации.

В 2022 году Правительство РФ утвердило программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций для высокоавтоматизированных транспортных средств. На текущий момент ЭПР по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей запущены в 38 регионах.

Кроме того, Минтрансом России был разработал проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), который впервые подробно раскрывает, кто будет нести ответственность за ДТП с беспилотниками. Законопроект планируется внести уже в 2025 году.

Основным ответчиком предлагается сделать владельца беспилотной машины, который, впрочем, сможет переложить вину на производителя, диспетчера или дилера. Также закон запрещает оформлять аварии с ВАТС без ГИБДД, а страховщики при возмещении ущерба получат право запрашивать у владельцев беспилотников информацию из «черных ящиков».

Однако на данный момент в стране отсутствуют ясные и детализированные правила, касающиеся использования самоходного транспорта на дорогах. Пробелы законодательства порождают множество вопросов, касающихся безопасности, ответственности в случае аварий, сертификации и стандартов, что, в свою очередь, может тормозить процесс внедрения данных технологий в повседневную жизнь. Кроме того, юридическая неопределенность может привести к спорам, связанным с авариями, в которых могут оказаться вовлечены автономные автомобили, поскольку действующее законодательство не регламентирует вопрос о том, кто будет нести ответственность — производитель, владелец или разработчик программного обеспечения.

Вопросы, касающиеся размытости квалификации преступлений, совершенных за рулем таких транспортных средств, а также не выверенная судебная практика по данным прецедентам затрудняют внедрение этих новшеств в повседневный оборот товаров и услуг.

Рассмотрим некоторые проблемные ситуации:

· Управление беспилотным автомобилем: Допустимо ли водителю убирать руки с руля, если автомобиль управляется в автономном режиме? В каких случаях водитель несет ответственность за действия автономной системы? Ответственность на производителя автомобиля?

· Роботы-доставщики: Что происходит, если робот-доставщик пиццы причинит вред здоровью гражданина во время доставки? Кто несет ответственность – производитель робота, компания-заказчик, или сам робот как субъект права?

· БПЛА в разных отраслях экономики: БПЛА сегодня активно применяются в самых разных сферах: от геологоразведки и сельского хозяйства (мониторинг посевов, обработка пестицидами) до доставки грузов и инспекции инфраструктуры (обследование мостов, ЛЭП). Однако существующее законодательство не успевает за темпами развития технологий, что приводит к неясности в вопросах лицензирования, эксплуатации и ответственности. Какие правила и лицензирование необходимы для безопасного использования БПЛА в различных условиях? Кто несет ответственность за возможные повреждения или ущерб в случае аварии? Как обеспечить соответствие безопасности БПЛА воздушному пространству и защитить гражданское население от потенциальных угроз? Как контролировать использование БПЛА в целях нарушения частной жизни или других незаконных действиях?

Предложения:

Внедрение системы страхования: Необходимо ввести обязательное страхование гражданской ответственности владельцев и эксплуатантов автономных транспортных средств, чтобы обеспечить компенсацию ущерба пострадавшим.

Создание специальных органов надзора: Необходимо создать специальные органы надзора за безопасностью автономных транспортных средств, которые будут контролировать соблюдение требований безопасности и регулировать их эксплуатацию.

Разработка стандартов безопасности: Необходимо разработать и внедрить обязательные стандарты безопасности для автономных транспортных средств, учитывающие особенности их конструкции и функционирования.

Развитие технологий автономного управления транспортными средствами открывает новые возможности для логистики, доставки и личных перевозок. Однако беспилотные технологии пока не достигли совершенства, и их внедрение требует тщательного подхода к вопросам безопасности. Даже самые современные алгоритмы искусственного интеллекта не могут полностью исключить риск ошибки. Поэтому важно обеспечить наличие оператора на связи, который сможет вмешаться в случае необходимости и предотвратить аварии.