Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Были мы, и есть, и будем!

В минувшую субботу на Выставке достижений народного хозяйства прошел яркий праздник – Всечувашский Акатуй. Когда приветствовал на сцене участников и гостей торжества, мне вспомнились слова Пушкина: «Бывают странные сближения». И вот почему.

Думается, не случайно ВДНХ появилась на свет как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Изначально предполагалось, что она начнет действовать на территории учебного городка Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В этих же местах в свое время жил у дочери выдающийся просветитель народов Поволжья Иван Яковлевич Яковлев. Который известен и тем, что организовал перевод на чувашский язык целого ряда общедоступных пособий по аграрной науке. «Ввести в крестьянскую среду сельскохозяйственные знания, усовершенствованный севооборот, научить население садоводству и огородничеству, совершенно чувашам неизвестные, дело самое настоятельное, вполне возможное и осуществимое в одно-два поколения. Естественным проводником этих знаний должны служить, конечно, те разумные силы, которые чуваши были в состоянии выдвинуть в священники, учителя и учительницы сельских школ», — писал великий подвижник своим соратникам.

Так история и сельское хозяйство объединили личность Учителя с большой буквы, всемирно известный крупнейший отечественный аграрный вуз и главную выставку России.

Праздники, как известно, бывают разные. Одни существуют короткий период и быстро уходят в прошлое. Другим суждена долгая жизнь. Они доходят до нас сквозь века, чтобы мы передали драгоценное духовное достояние своим потомкам. В этой славной плеяде – праздник чувашского народа Акатуй. Секрет его долголетия, как мне кажется, кроется в тесной, нерасторжимой связи с земледелием.

Встречаясь со студентами и преподавателями аграрных вузов, всегда говорю о том, что сельское хозяйство издавна было очень почетным занятием. Так, в Древнем Риме, колыбели европейской цивилизации, его включали в круг artes liberales – благородных свободных наук. Считалось, что из ораторского искусства, медицины, военного дела, права и агрикультуры именно последняя ближе всех стоит к философии, поскольку лучше всего помогает постичь основы человеческого бытия.

Свою дань труду на земле отдавали и политики. В этом почетном ряду – римский консул Цинциннат и император Диоклетиан, о котором с похвалой вспоминает Георгий Иванович, колоритный персонаж фильма «Москва слезам не верит». После двадцати лет правления монарх, решив, что уже достаточно послужил Отечеству, вернулся в свое имение на территории современной Хорватии и увлеченно занялся овощеводством. Из Рима шли письма, приезжали преемники во власти, призывая вернуться в политику. Но Диоклетиан был неумолим: «Если бы вы видели, какую я вырастил капусту, вы бы перестали меня уговаривать».

Своим поступком Диоклетиан воплотил идеал великого римского поэта Горация: государственный муж, оставив должность, проводит свои дни вдали от шумных городов на лоне природы, предается сельским трудам и философским размышлениям. Эта модель поведения оказалась удивительно живучей: почти через 1500 лет первый Президент США Джордж Вашингтон, возглавлявший Америку два срока подряд, возвратился в свою усадьбу Маунт-Вернон в штате Вирджиния. Хотя мог бы и руководить страной дальше: никаких ограничений на пребывание в должности в то время в Конституции не было. Но один из отцов-основателей государства предпочел политике сельское хозяйство и производство виски.

А года три назад (и я уже писал об этом в своем блоге) Президент России Владимир Путин заметил, что после ухода из политики мог бы посвятить себя аграрной отрасли. В частности, виноделию. «Вот очень хороший вид деятельности, благородный», – подчеркнул глава Российского государства, беседуя со студентами.

Поэтому для меня Акатуй не просто праздник, а глубокое, поистине философское явление. И мне бы хотелось выразить искреннюю признательность труженикам села за подвижническую работу по обеспечению всех нас хлебом насущным. За сбережение самобытной духовной культуры и древних традиций чувашского народа. Ведь именно традиции и культура, вне зависимости от места обитания, позволяют ощутить причастность к жизни своего народа. И повторить пророческие слова нашего великого Петра Хузангая: «Эпир пулнă, пур, пулатпăр!» Были мы, и есть, и будем!