В рамках заседания
постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств – участников
Содружества Независимых государств
(МПА СНГ) по экономике и финансам 12 октября с. г. в Таврическом дворце (г.
Санкт-Петербург) состоялось обсуждение широкого спектра вопросов, включая
трудовое и налоговое законодательство, экономическую безопасность, вопросы
стандартизации и стратегического планирования1. Напомню, что на заседании Комиссии в ноябре прошлого года мы обсуждали вопросы цифровой
трансформации, а также специального (особого) налогового режима и трансфера
технологий2. Таким образом, по итогам двух последних заседаний был
затронут обширный круг законодательных инициатив, касающихся регулирования
важнейших сфер государственного строительства.
На прошедшей встрече, которую вел заместитель Председателя комиссии Махмадали Курбонзода (Таджикистан), присутствовали парламентарии стран СНГ, эксперты и сотрудники профильных организаций из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Важным нововведением работы нашей Комиссии в текущем году стало проведение первого заседания рабочей группы по разработке проекта модельного закона «О платформенной занятости», руководителем которой был назначен Андрей Епишин, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и рынкам.
Данный модельный закон особенно актуален, так как представляет собой гибкий формат участия трудовых ресурсов на рынке труда. Предполагается использование цифровой платформы в качестве посредника между поставщиками и потребителями услуг. Необходимость работы на данном направлении обусловлена отсутствием на пространстве СНГ единых правовых норм по регламентации трудовой деятельности. В этой связи возникает необходимость определения формы трудовых отношений, а также особенностей налогового обложения граждан.
К слову, вопрос цифровизации трудовых отношений важен и для субъектов Российской Федерации, некоторые из которых активно занимаются развитием своего международного профиля в качестве регионов, востребованных среди перспективных выпускников отечественные вузов из числа граждан дружественных государств. Самарская область, например, является одним из лидеров страны по развитию инклюзивного и качественного образования в связке школа – вуз – предприятие. Как раз на этой неделе на базе Самарского университета им. С.П. Королева мы открыли Всероссийский форум «Международная интеграция и карьера в России», посвященный вопросам реализации стратегической инициативы «Россия – привлекательная для учебы и работы страна»3.
На заседании Комиссии были рассмотрены и одобрены проекты рекомендаций по развитию сотрудничества государств-участников СНГ в сфере экономической безопасности с целью создания благоприятных условий для дальнейшей интеграции стран Содружества. Данный вопрос имеет и важное значение для субъектов Российской Федерации, так как способствует развитию межрегиональных связей на пространстве СНГ. У Самарской области, например, налажены тесные и взаимовыгодные отношения со многими партнерами по СНГ, включая Беларусь, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Об уникальном опыте развития межрегиональных отношений Самарской области со странами СНГ на примере Узбекистана говорил Губернатор Дмитрий Азаров на III Форуме межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном, который прошел в начале октября с. г.4
Мы также затронули процесс разработки Специальной части модельного Налогового кодекса для государств-участников СНГ –»Налог на имущество», «Земельный налог» и «Транспортный налог». По вопросу налога на имущество в рамках СНГ необходимо устранить такие различия, как содержательное понимание облагаемого имущества, порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога. По земельному налогу важно привести механизмы определения налоговой базы к единообразию, выражающемуся в том, что при расчете налога стоимость объекта обложения должна быть приближена к его рыночной стоимости. В части транспортного налога необходимо унифицировать как уровень его установления, так и определить плательщиков, налоговые ставки и налоговый период.
Были также заслушаны вопросы о разработке модельных законов «О стандартизации» и «О стратегическом планировании». Обе инициативы важны с точки зрения проведения единой межгосударственной политики, установления системного и более полного правового регулирования общественных отношений, а также систематизации модельного нормативного регулирования на пространстве СНГ. Здесь, конечно, требуется повышение содержательности и «выход» за рамки исключительно организационно-правовых основ на более предметный и комплексный уровень планирования.
Таким образом, наша Комиссия, продолжая работу над данными законопроектами, одновременно стремится выработать рекомендации по поиску новых решений в сфере гармонизации нормативно-правовых отношений между странами-членами СНГ. Проекты модельных законов будут представлены к следующему заседанию Комиссии, запланированному на апрель-май 2024 г.
1. Подробнее см. новость на сайте СФ от 12 октября 2023 г. «Сенаторы приняли участие в заседаниях Постоянных комиссий МПА СНГ».
2. Подробнее см. новость на сайте СФ от 16 ноября 2022 г. «Ф. Мухаметшин принял участие в заседании постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам».
3. Подробнее см. новость на сайте СФ от 17 октября 2023 г. «Мухаметшин выступил на открытии Всероссийского форума «Международная интеграция и карьера в России».
4. См. запись в блоге от 10 октября 2023 г. «Новые горизонты дружбы и развития: III Форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном».
Комментарии
2
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться