Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Уйти, чтобы остаться

В последние годы ученые и философы обращают внимание на то, что понятие «империя» наполняется новым смыслом. Это уже не только особая форма государственного устройства с доминирующим центром и подчиненными перифериями. На передний план выходит ментально-культурологический аспект: стремление к мировому господству в кинематографе, популярной музыке, сфере информационных технологий, активное продвижение образа жизни и ценностных ориентиров. Такой «новой империей» современные исследователи называют США, отмечая, что на этой стезе Америке удалось добиться весьма заметных результатов.

Но есть в истории и уникальный пример того, как «владычица морей» Британия, теряя обширные территориальные приобретения, в то же время постепенно превратилась во владычицу умов, сохранив свое влияние на миллионы (вообще‑то говоря, даже сотни миллионов) людей в самых разных частях света. И причины распада колониальной империи кроются не только в развитии национально-освободительного движения в Азии и Африке, а также экономических трудностях «туманного Альбиона» после Второй мировой войны.

Просто к власть предержащим пришло трезвое понимание ситуации: лучший способ удержать – это отпустить. Поэтому и была произнесена в ходе жарких дискуссий в британском парламента фраза, вынесенная мной в заголовок. И приняты соответствующие решения – вопреки проклятиям целой армии «ястребов», стенавших о «национальном унижении», «предательстве», «утрате величия» и рвавшихся чуть ли не с оружием в руках защитить некогда могущественную империю от развала.

В августе 1990 года, выступая в Казани, Ельцин произнес ставшую хрестоматийной фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Может быть, кого‑то это и удивит, но высказывание, рожденное во время «парада суверенитетов», точно знаю, было во многом навеяно беседой российского лидера со мной, тогда министром юстиции. И говорили мы об истории Британской империи. А в свой призыв Борис Николаевич вложил только одну цель — сохранение единства России. Ибо угроза ее распада была очень даже реальной.

Время показало, кто был прав. Мне посчастливилось несколько раз побывать в Индии, в самых разных ее штатах. Стоит заметить, что «жемчужина Британской империи», сохраняя культурную самобытность, и сейчас, спустя семь с половиной десятилетий после обретения независимости, плодотворно использует оставленное метрополией наследие – от государственного управления и правовых институтов до системы образования и английского языка. Последний имеет статус «вспомогательного официального», играет очень большую роль в административной деятельности, бизнесе, активно изучается в школах и вузах. Кстати, в минувшем году Индия сумела потеснить Британию, заняв пятое место в мире по объему ВВП, а «хороший индийский мальчик», как называли Риши Сунака в детстве, занял пост премьер-министра Соединенного королевства.

Будучи одним из признанных лидеров в области использования «мягкой силы», Великобритания умело и эффективно задействует в качестве проверенного инструмента английский язык, ставший средством глобальной коммуникации. По данным ряда международных организаций, общее количество его носителей превысило 1,75 млрд. человек и продолжает расти. В то время как российские эксперты бьют тревогу: общая доля школьников, обучающихся на русском языке в странах постсоветского пространства (без учета Российской Федерации), сократилась до 19 процентов — вдвое по сравнению с 1990/1991 учебным годом. А число студентов вузов, обучающихся на русском языке в бывших союзных республиках, за тот же период уменьшилось в 2,1 раза. Прогноз, озвученный по итогам 2021 года, неутешителен: в ближайшие годы все программы высшего образования в области русистики будут свернуты из‑за кадровой необеспеченности. Это неминуемо негативно отразится и на работе русскоязычных школ во всех странах бывшего СССР.

Может быть, все‑таки политикам стоит считаться с уроками истории…