Именно так к нам, первокурсникам Казанского университета, в далеком 1975 году на лекциях по курсу «Организация суда и правосудия» обращался профессор Бажанов. Кругом товарищи, одни господа эмигрировали, других расстреляли и выслали. Нужна была особая сила, чтобы так говорить и думать, как легендарный Александр Тихонович Бажанов, заставший еще Казанский императорский университет. Его обращение к нам было проявлением подлинного университетского духа, внутренней свободы, глубочайшего уважения к студентам, к независимости их суждений, постоянного поиска, отсутствия безумного преклонения перед авторитетами.
Мне представляется глубоко символичным, что слова «университет» и «универсум» (в переводе с латинского – Вселенная) общего происхождения. Университет – это Вселенная бесконечного пути к Истине. Чтобы уверенно двигаться вперед, преодолевать препятствия, надо обладать особым, широким и глубоким взглядом на мир. На место человека в нем, его предназначение в земной жизни. По генезису своему университет призван воспитывать такой взгляд. Готовить не просто узких специалистов, но, по сути, и философов. Которые с уважением относятся к оппонентам, живо интересуются другими мнениями. Убеждены, что иная точка зрения имеет полное право на существование. Не зря же еще древние римляне провозгласили: «Audiatur et altera pars» – да будет выслушана и другая сторона. И многообразие взглядов – неотъемлемое свойство окружающего мира. Например, сейчас в китайских вузах начетничество и формализм, господствовавшие во времена председателя Мао, уступили место творческой академической атмосфере. КНР всячески способствует ведущим зарубежным высшим учебным заведениям в создании своих филиалов и представительств. При этом официальную марксистскую идеологию в Китае никто не отменял.
Мне посчастливилось общаться с обладавшими энциклопедическими познаниями блистательными учеными мира и практиками, в том числе политиками, такими, как Франсуа Миттеран, Гельмут Коль, Маргарет Тэтчер, Билл Клинтон (последний, ко всему прочему, еще и профессионально играл на саксофоне). Этим ярким личностям равно были подвластны естественные и гуманитарные науки. На мой взгляд, сегодня существует еще более острая необходимость в людях-интеграторах. Способных максимально непредвзято, объемно, 3D-взглядом оценивать происходящие в обществе процессы. Предлагать решения не на основе догм или фантазий, а с опорой на глубокое объективное знание реальных фактов. По сути, речь идет в том числе о реабилитации и развитии политической науки, социальной и экономической статистики, публичной политики. К сожалению, эти сферы были скомпрометированы огромным числом псевдоученых, многочисленных шоуменов-политтехнологов, использовавших инструментарий для конкурентной среды, чтобы насаждать единообразие и единомыслие, влиять на массовое сознание с целью «продавить» нужную им точку зрения.
Кстати, о технологиях. Сейчас часто можно слышать, что наступило время технократов. Смена модели мира ведет за собой, но скорее – провоцирует изменения в этике. Ученые и общественные деятели с тревогой отмечают, что прежние нормы поведения оказываются несовместимыми с научно-техническим прогрессом. Глобализация не только стирает культурные и религиозные различия, но и формируют новый тип человека, порывающего с гуманистическими ценностями.
Однако, как показывает опыт, слепая приверженность технологиям обречена на поражение. Дегуманизация – путь в никуда. Недаром Стив Джобс, икона технократов, в конце жизни заявил: «Я бы отдал все свои технологии (а в то время они оценивались в 80 миллиардов долларов США) за встречу с Платоном». Революционный новатор понял, что технологические решения – лишь удобный инструментарий. Но не самоцель и не замена подлинных ценностей.
Говоря о философах, здесь уместно вспомнить и Декарта, его de omnibus dubitandum – всё подвергай сомнению. Мыслитель полагал, что это единственно верный метод познания. Раз есть сомнение, значит, существует мыслящая субстанция (человек), следовательно, существую «Я». Отсюда утверждение: «Я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). И хотя с тех пор прошли столетия, девиз философа по‑прежнему звучит свежо и юношески дерзко.
Мне бы хотелось, уважаемые господа студенты, вновь обратить ваше внимание на необходимость в столь непростое время воспитывать в себе умение мыслить критически. Это позволяет не просто по‑настоящему пополнять багаж знаний, но и систематизировать их, творчески использовать свои добротные знания для достижения самых смелых целей. А нам, профессорам, преподавателям, надо не забывать Плутарха, сказанные им два тысячелетия назад слова: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
И самое важное: не откладывайте ничего на завтрашний день. Как говорили на Руси, что будет завтра, знает один Бог. А японцы высказываются так: «Прошлого уже нет, будущее может и не наступить». Народная мудрость всегда актуальна.
Комментарии
9
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться