Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Опасность дезинформации

Сегодня каждому из нас доступен огромный объем информации. Стоит разблокировать свой телефон, зайти в социальную сеть, как на нас обрушиваются терабайты фактов из разных областей. На самом деле, можно даже не обращаться к девайсу, наружная реклама, аудио оповещения и экраны с видеоматериалами разного рода транслируют на улицах городов дополнительный медиа шум. Сложность заключается в том, что среди этого потока информации необходимо отыскать достоверные факты. Казалось бы, если материалы доступны в официальных источниках, таких как печатные СМИ, радио, телевидение или интернет-издания любого рода, то факты, преподнесенные аудитории, наверняка прошли проверку. К сожалению, это далеко не всегда является правдой.

В мире все более актуальной проблемой становятся так называемые фейковые новости. Это ложная или вводящая в заблуждение информация, которая преподносится в качестве неоспоримой правды. Фейковыми новостями могут быть названы не только те публикации в медиа пространстве, в которых журналист заранее знает о содержащейся лжи, но и частично неточная информация, содержащая, в том числе, и достоверные данные. В данном случае автор мог провести проверку не всех фактов или намеренно преувеличить некоторые данные, чтобы сделать конкретную точку зрения более весомой.

И, хоть фейковые новости не являются новым явлением, интернет повысил легкость их распространения. Ведь раньше у каждого издания существовала своя редакционная политика, при которой журналисты обязаны были соблюдать строгие профессиональные правила. Теперь же новости может выкладывать любой пользователь.

Неправдивая информация очень опасна, так как она может стать инструментом пропаганды или манипуляции. Кликбейтные заголовки, подставной контент, часто направленный на преподнесение определенных событий в выгодном свете — все это также является дезинформацией. Часто фейковые новости публикуются для того, чтобы вынести выгоду, денежную или моральную выгоду, поэтому каждый раз, когда замечаете явную ложь, задайте себе вопрос: «кому нужно, чтобы я в это поверил?»

История знает несколько примеров, когда непроверенная информация завладевала мнением определенного круга общественности. Например, во время пандемии Covid-19 в социальных сетях активно распространялась новость о том, что вирус распространяется через 5G. В фейковой новости утверждалось, что мобильная технология негативно воздействует на иммунную систему, а вирус передается через радиоволны. Хотя эти утверждения не соответствуют действительности и неоднократно опровергались, они по‑прежнему широко распространены.

Также, в качестве примера использования неправдивой информации можно вспомнить и выборы президента США в 2016 году. Ложные и вводящие в заблуждение данные распространялись очень быстро и касались многих политических вопросов. Специальным службам удалось установить, что большинство вводящих в заблуждение материалов были созданы группой македонских подростков. Их мотивация была проста: если они начнут выпускать большое количество политических материалов, их новостями будут делиться большое количество пользователей, а значит – публикации наберут больше просмотров, что принесет их авторам неплохие деньги.

При собственном анализе прочтенной новости, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, преподносятся ли в публикации сухие факты или ощущается давления на эмоции. Причиной быстрого распространения фейковых новостей является их обращение к чувствам, а не к рассудку, поэтому они часто содержат странные утверждения или вызывают гнев или страх.

Однако информацию, вводящую в заблуждение, можно распространять не только с помощью текста. Иногда издания и пользователи прибегают к использованию так называемых «дипфейков» — это фальшивые изображения и видеоролики, которые были созданы с использованием цифрового программного обеспечения, машинного обучения и замены лиц. Изображения объединяются в новые видеоролики, показывающие никогда не происходившие в реальности события или действия. Результаты могут оказаться весьма убедительными, не позволяющими идентифицировать их как ложные.

Поэтому, прежде, чем верить очередной новостной статье или публикации в социальной сети, не забудьте проверить информацию: можно проверить ее первоначальный источник, например, сайт на наличие орфографических ошибок в его названии, изучите другие профессиональные источники, предлагают ли они свой взгляд на ситуацию, проверьте подлинность изображения и других материалов, приложенных к публикации.

Критически относясь к информационной повестке, можно уберечь себя и своих близких от излишней паники и не совершить необдуманных действий.