Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Полномочия местного самоуправления будут расширены и укреплены

Единая система публичной власти России призвана выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами, закрепленными в Конституции. При расширении и укрепление полномочий местного самоуправления решают основные задачи, а именно: наполнение содержанием термина единая система публичной власти, определение и закрепление в Конституции принципов единой системы публичной власти. Иными словами, необходимо прежде всего ответить, на вопрос, что означает это понятие в реальных условиях современной России.

Кроме того, в процессе осмысления вышеупомянутых проблем возникают и другие, не менее важные вопросы: 1) как местное самоуправление должно встроиться в эту систему и не потеряет ли оно при этом свою автономность? 2) что подразумевается под расширением полномочий органов местного самоуправления?

Все эти моменты имел ввиду Президент России, когда в своих выступлениях на эту тему раз за разом повторял, что при формировании единой системы публичной власти следует очень аккуратно учитывать все возможные варианты и последствия взаимодействия между существующей практикой государственной вертикали власти и уникальными возможностями публичной власти.

Обсуждения этих и другие профильных тем среди практиков и правоведов прошли в ряде регионов России. Их осмысление и обобщение позволяет сделать ряд предварительных выводов:

1) Обновленная Конституция фактически приведет отношения между государственной властью и региональной в полное соответствие с фактическим положением дел, придав им твердую правовую и методологическую основу.

2) Новый подход к взаимодействию государственной власти и региональной повысит престиж муниципального уровня.

3) Поправки подтверждают возможность для регионов быть встроенной в вертикаль государственной власти, при этом сохраняя свою самостоятельность.

3) Принцип взаимодействия государственного и муниципального уровней власти, включенный в поправку к 133 статье Конституции, отражает существующую в реальности практику управления городским хозяйством. В тексте поправок это выглядит так: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории»,

На сегодня можно утверждать, что принципы единой системы публичной власти положительно повлияют на дальнейшее развитие местного самоуправления, будет дан толчок к осмыслению, как минимум четырех новых важных принципов: 1) преодоление дублирования функций органов власти на районном уровне управления, 2) появление возможности покрытия финансовых затрат, на проведение совместных с органами государственной власти местных, региональных и федеральных программ и проектов.

Принятие таких принципов даст возможность не только ответить на самый главный вопрос — что означает единая система публичной власти, но и наполнить это понятие конкретным содержанием в реальных условиях современной России.

Полученные результаты публичного обсуждения этой сложной и очень важной проблемы свидетельствуют о том, что процесс выработки демократических и в тоже время эффективных механизмов единой системы публичной власти находится на верном пути.