Анонсированная встреча президентов Путина и Байдена, о которой говорят все более определенно, снова порождает ожидания (надеюсь, не унимающиеся бандерлоги с обеих сторон не смогут помешать миссии политических титанов). Проблем, требующих решения, становится все больше, а оснований для надежд, объективно, не очень много. Но попытаться использовать новый шанс все‑таки стоит. Для этого, думается, можно и нужно (пора уже!) изменить методологию, преодолеть стереотипы, фобии, мании и комплексы. Сегодня словесные перепалки подменили суть, двусторонние отношения вязнут в бесконечном поиске правых и виноватых, теряют фундаментальный, системообразующий характер, мельчают, опускаясь до уровня банальных дрязг.
Не надо искать виноватых! Пусть этим занимаются историки и политологи. От действующих политиков требуются взвешенные решения. Необходимо вернуть диалогу двух стран достоинство и ответственность, чтобы мир увидел настоящих лидеров, действующих в интересах не только своих государств, но и всего человечества. Звучит, может быть, пафосно, но не противоречиво.
Целью встречи может стать согласование повестки дня, основанной на сегодняшних фактах, выработка дорожной карты. Реальность такова, что у России огромная территория и ядерное оружие, но мизерный ВВП. Есть отделенные от основных горячих точек океанами Соединенные Штаты Америки с мощной экономикой, с сопоставимым ядерным арсеналом. Экономически сильная Европа при незначительном военном потенциале, в том числе ядерном, была колыбелью обеих мировых войн. Все это наряду с могучим Китаем, растущей Индией и пробуждающейся Африкой вызывает определенные риски. Которыми нужно управлять. У России и США для этого есть все возможности.
Победителей в ядерной войне быть не может, что, слава Богу, еще раз подтвердили Путин и Байден в Женеве. Однако, полагая, что точки напряжения и в Европе могут быть локальными, можно довести дело до «третьего мирового безумия». Да, у России самая мощная армия на европейском континенте. Но во имя чего нам воевать? Ведь никто на нас нападать не собирается, нет таких желающих, что бы ни заявляли безответственные политиканы и диванные «эксперты». Любая война, да еще по собственной инициативе, стала бы катастрофой для страны с долей в два процента в мировом ВВП, где, по сути, половина населения – бедные, в инфраструктуре которой только появляются видимые перемены. Даже нынешнее гибридное противостояние, неизвестно во имя чего, стоит дорого и в экономическом, и в политическом, и в моральном смыслах. Поэтому минимизация самой возможности войны должна стать абсолютным приоритетом нашей внешней политики. Для этого нелишне обратиться к сравнительно недавней истории.
После Карибского кризиса, когда мир ощутил жаркое дыхание войны, у лидеров США и СССР хватило силы воли и благоразумия, чтобы отодвинуть угрозу путем заключения договоров, которые соблюдались. В годы так называемого застоя между двумя странами было заключено около ста соглашений и договоров, включая СНВ-1 и СНВ-2, в 1975 году подписан Хельсинский заключительный акт. Главы государств регулярно встречались. В результате мир стал гораздо более предсказуемым, а угроза большой войны значительно снизилась. Нашей страной руководили люди, прошедшие войну, которые реально понимали, что означает использование ядерного оружия. Помню, как из пропаганды практически исчезла бодренькая военная риторика, а в школах стало существенно меньше плакатов с инструкциями о том, как вести себя при атомном взрыве.
Сегодня все озабочены изменением климата, пандемией. Это, безусловно, очень важно. Но явно недостаточно внимания уделяется вопросам войны и мира. Уже некоторые горячие головы ведут разговоры об использовании ядерного оружия, а война представляется чем‑то неизбежным. Убежден, что это крайне опасное заблуждение. Преодолеть его могут мировые лидеры – Россия и США. Для этого могут быть предприняты шаги, не требующие почти ничего, кроме политической воли. Например, восстановить полноценные дипломатические отношения, которые последовательно разрушались на протяжении последних нескольких лет. Дело дошло до того, что практически парализованы консульские службы, которые имеют дело не с политикой, а с повседневными нуждами людей – визами, паспортами, гражданством, нотариальными услугами, экономическими, научными, образовательными и культурными связями…
Гораздо более сложной задачей является создание новой глобальной и особенно европейской безопасности. События последних дней на белорусско-польской границе, на востоке Украины и вокруг нее, продолжающийся армяно-азербайджанский конфликт могут иметь опасные последствия. На мой взгляд, в повестке дня должна быть радикальная перестройка, модернизация ОБСЕ, которая была создана в совершенно иных условиях и формально действует, но сегодня этого явно недостаточно. Последний саммит организации состоялся в 2010 году. Видимо, пришло время инициировать новую встречу в верхах, чтобы попытаться сделать ОБСЕ эффективно работающим органом, отвечающим на современные вызовы. Европа сегодня остро нуждается в нем.
Примерно так представляю возможную тональность новой встречи, виртуальной или личной, Путина и Байдена, думающих о своих странах и судьбах мира. Сегодня многое в их руках.
Комментарии
8
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться