Блоги сенаторов

Все записи блога Матвиенко Валентина Ивановна Матвиенко
Валентина Ивановна
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Российская школа: новый этап

День знаний – живой, радостный праздник. Он близок каждому. Ведь образование, просвещение входят в число наших традиционных базовых ценностей. Создание условий для их реализации – одно из главных направлений политики государства.

Недавнее заседание Президиума Государственного Совета, посвященное задачам регионов в области общего образования, показало: в стране много сделано и делается для совершенствования школы, вхождения России в число десяти государств, наиболее продвинутых по этому показателю. Полным ходом идет масштабная модернизация инфраструктуры, включая строительство новых и ремонт действующих школьных зданий, их оснащение современным учебным оборудованием, интернетом, инструментами цифровой образовательной среды. Утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты, завершается обновление методик преподавания. С учетом накопленного опыта, рекомендаций педагогов, пожеланий общественности совершенствуется Единый государственный экзамен. Положительные изменения происходят в подготовке педагогов в вузах, в системе повышения их квалификации. Российская общеобразовательная школа получает достойные оценки в рамках международных рейтингов.

Все это – свидетельство эффективности образовательной политики, проводимой российским государством. И, что еще более значимо, – залог успешного развития страны в целом. Ведь именно качество школьного образования в огромной степени определяет качество человеческого капитала и, следовательно, – динамику движения страны вперед, ее конкурентоспособность, перспективы. Как подчеркнул Президент России Владимир Путин, выступая на заседании Президиума Госсовета, во главу угла встает задача обеспечения современного, качественного, доступного образования во всех регионах России. Иначе в сфере развития страны ничего не добиться.

Бесспорно, здесь большую роль играет выявление юных талантов, создание условий для их развития, реализации дарований. В нашей стране эта работа стала одним из приоритетов государственной политики в области образования при активном участии бизнеса, научных организаций, некоммерческих структур. И за последние годы мы серьезно продвинулись в этой области. Уникальный образовательный центр для одаренных детей «Сириус», специализированные учебно-научные центры, технопарки «Кванториум», иные форматы дополнительного образования. Перечень можно продолжить. Убеждена, сегодня наша страна располагает одной из лучших в мире систем выявления и поддержки талантливых детей, подростков, юношей и девушек. Свидетельство тому – успехи команд российских школьников на международных олимпиадах по физике, математике, информатике.

Повторю, это наше несомненное достижение. Вместе с тем неоспорим тот факт, что качество человеческого капитала определяется, в конечном счете, качеством образования, которое дается в обычных школах. И потому именно они должны находиться в центре внимания федеральных, региональных, муниципальных властей, быть первоочередными адресатами государственных инвестиций в образование. Эта мысль стала ведущей в выступлении главы государства, лейтмотивом всего заседания Президиума Госсовета.

Совет Федерации постоянно держит в поле своего зрения вопросы школьного образования в регионах, посвящая им «правительственные часы», парламентские слушания, «круглые столы». Мы видим в этом один из важнейших факторов экономического и социального прогресса субъектов РФ, сокращения чрезмерного разрыва в уровне их развития.

Работа школ в дистанционном формате в связи с пандемией показала бесспорную эффективность использования современных информационных технологий, «цифры» в образовании. Вместе с тем тот же опыт еще раз подтвердил, что эти технологии играют вспомогательную роль. Учителя, урок в классе, диалог педагога и учеников в ходе их живого общения они заменить не в состоянии. Ни сейчас, ни, абсолютно уверена, в будущем.

Да, несомненно, человек уступает компьютеру, искусственному интеллекту в объеме запоминания информации, скорости работы с ней. Но задача школы далеко не только в том, чтобы заполнять головы учеников все новыми знаниями. Спору нет, это важно. Но у образования гораздо более высокая миссия – формирование гармонично развитой личности. О чем государство, общество просто не имеют права забывать, реализуя проекты обновления школы, ее совершенствования.

Школа призвана прививать ученикам умение давать ответы не только на вопрос «как», но и вопросы «почему» и «зачем», «с какой целью». Она должна приобщать школьников к искусству, вводить в мир нравственных, духовных ценностей. Это нужно, чтобы воспитать всесторонне развитого человека, стремления которого отнюдь не сводятся только к обретению набора определенных профессиональных компетенций и комфортных условий существования. «Если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек», – писал Максим Горький. Общеобразовательная школа – первичное и важнейшее звено этого процесса.

Я не вижу ничего, указывающего на то, что эта миссия школы устарела, не вписывается в современные реалии, требует коренной переделки. Напротив, сегодня, когда на внешнем контуре идет наступление на традиционные ценности, особенно важно делать все для сохранения и упрочения преимуществ нашей школы. Я имею в виду единство образования и воспитания, первостепенное внимание к обществознанию, гуманитарным дисциплинам, фундаментальность естественнонаучных знаний.

А это значит, что учитель и впредь остается главной фигурой. Исходя из этого, на мой взгляд, и должен строиться процесс цифровизации образования. Ее объектом должны стать рутинные операции труда педагога, организации и администрирования учебного процесса, управления школой. Проводить цифровизацию следует аккуратно, я бы даже сказала, осторожно.

Считаю правильным и своевременным решение Правительства России о том, чтобы цифровая образовательная среда формировалась постепенно. Сначала — в рамках проводимого эксперимента. Очень важно проследить влияние цифровизации на физическое здоровье детей, их психику. Любые сомнения на этот счет должны быть тщательно изучены, возникающие угрозы, риски, даже малейшие, полностью исключены. В этих вопросах осторожности много не бывает. Вполне вероятно, что по итогам этой работы может встать вопрос о внесении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.

Пандемия коронавируса показала, насколько значимы для благополучия общества фигуры врача и педагога. Это – не просто профессии, это служение. Приятно видеть, что в последние годы идет восстановление престижа звания учителя, в школы приходит все больше молодых педагогов. Поддержка главой государства инициативы о проведении Года педагога в 2023 году говорит о том, что в дальнейшем этот процесс будет только набирать силу.

Я уже говорила о необходимости перехода к новому порядку формирования оплаты труда учителей, который обеспечит ее существенное повышение во всех регионах. Считаю это первоочередной задачей.

Важнейший в современной ситуации вопрос школьной жизни – воспитательная работа. Ряд новаций подготовлен и реализуется Министерством просвещения России. В их числе – введение в порядке эксперимента в школах 10 субъектов Федерации должности советников директоров по воспитательной работе.

Несомненно, искать новые формы воспитательной работы необходимо. Но ее успех все‑таки будет по‑прежнему определяться личностью самого педагога. Нужно обладать не только глубокими знаниями, которые могут привлечь ребят, но и вкладывать душу, заряжать учеников искренними эмоциями.

И еще один момент. Воспитание – процесс, который не сводится к набору проводимых время от времени мероприятий. Он должен быть постоянным, неразрывно связанным с обучением. Важно, чтобы в нем участвовал весь педагогический коллектив, в тесном контакте с родительским сообществом. Только в этом случае мы можем рассчитывать на полноценную отдачу от воспитательных усилий.

И, конечно же, ключевое значение имеет содержательное наполнение воспитательной работы. Она должна опираться на объединяющие всех нас гражданские патриотические ценности, на историческое наследие российских народов, на достижения страны, которыми мы по праву гордимся. Это – основа, фундамент воспитания. В то же время его содержание должно быть самым тесным образом связано с реалиями сегодняшнего дня. Здесь, как мне представляется, мы пока несколько отстаем от запросов нашего общества. И это дает себя знать. Полагаю, весомый вклад в решение проблемы могут внести деятели искусства, культуры, публицисты, журналисты. В том числе – молодые, которые лучше чувствуют настроения новых поколений.

К сожалению, в интернете, особенно в социальных сетях, значительную аудиторию собирают сейчас производители вредного, подчас опасного для подростков контента, низкопробной культуры. Это факт. А, значит, ситуацию надо менять.

Словом, проблем хватает. Но так обстоит дело всегда, когда страна, общество развиваются. Главное, что российская школа находится на правильном пути.

Сердечно поздравляю всех с Днем знаний!