В 1983 году на телеэкраны СССР вышел документальный фильм «Афганский дневник», подготовленный на основе записей Александра Каверзнева. Известный советский журналист-международник, который вскоре после возвращения из командировки в Кабул скоропостижно скончался (бытует версия, что его отравили), пытался разобраться в событиях, происходящих в соседнем государстве. Тогда, во время учебы в аспирантуре Института государства и права Академии наук СССР, мне приходилось выступать с лекциями по линии общества «Знание». И, обосновывая достаточно неоднозначные (в том числе в связи с возможными последствиями для меня) выводы о бесперспективности нашей военной кампании в Афганистане, я опирался и на буквально врезавшиеся в память цитаты авторитетного журналиста, которому, очевидно, власть доверяла, поскольку он работал на телевидении: «Ситуация здесь сложная. Часто трудно определить, где друг, а где враг. Многие находятся как бы посередине». И еще: «Справа и слева от дороги попадаются глиняные дувалы заброшенных кишлаков. Поди угадай, за каким из них притаились душманы. Для них это родные горы». И я продолжал: да, эти их горы, это их земля. Даже леса, кустарники и трава – их. В такой войне победить невозможно. Мы это вроде давно поняли, и не только в Афганистане, но даже в границах своей страны в новейшей истории России.
Все описанное выше вспоминается сейчас, когда в Афганистане через двадцать лет вернулся к власти Талибан (признан террористической организацией и запрещен в Российской Федерации), а правивший режим рухнул за несколько дней как карточный домик. При этом целое поколение афганцев, особенно в крупных городах, успело почувствовать вкус новой жизни, получив образование и доступ к достижениям XXI века. Сотни тысяч женщин смогли стать врачами, учителями, юристами, журналистами, общественными и политическими деятелями. Многие поверили, что у раздробленного, страдающего от войн и угнетения общества наконец‑то появилась перспектива.
Надежды и ожидания сменились безысходностью. Весь мир обошли страшные кадры: афганцы в кабульском аэропорту в отчаянии цепляются за шасси и фюзеляж идущего на взлет американского транспортного самолета и потом падают с головокружительной высоты. Улетают надежды и мечты. А беженцы разбиваются. Трагическая аллегория.
Сегодняшние события в Афганистане стали первым крупным внешнеполитическим поражением президента Байдена. Который, видимо, предполагал, что сможет положить конец самой продолжительной войне в истории Америки. Но в итоге стал заложником Трампа, договорившегося с талибами о выводе войск США и НАТО. Ситуация полностью вышла из‑под контроля. Это признают все: высокопоставленные военные и дипломаты, эксперты и политики – как республиканцы, так и демократы. Трамп уже назвал смену власти в Афганистане самым унизительным и позорным поражением Америки. Член Палаты представителей Элизабет Чейни (Республиканская партия) уверена: это не конец войны, а «начало войны наших детей и внуков, цена которой будет намного выше».
В Америке царят растерянность и тревога. Как могло случиться, что трехсоттысячная афганская армия, любовно выпестованная и хорошо вооруженная США и ее союзниками, словно растаяла в воздухе, не оказав сопротивления вчетверо меньшей группировке противника? А ведь Байден буквально накануне утверждал обратное. Может быть, дело в заявлениях талибов: они, мол, бьются за правое дело, а правительственные войска – за деньги. Отсюда и восприятие многими афганцами рухнувшего кабульского режима как чужаков и ставленников Америки.
По поводу провала США не позлорадствовал только ленивый как в России, так и за ее пределами. Но факт есть факт: у нас под боком появился очаг нестабильности, который несет угрозы миру и спокойствию, национальным интересам государств Центральной Азии и Российской Федерации. Потребуются значительные затраты на укрепление государственной границы, немалую и пока беспросветную помощь Таджикистану, Узбекистану и не только им. Думаю, новое бремя можно разделить с США и НАТО, если предпринять энергичные дипломатические усилия и вступить в серьезные переговоры, предлагая свое деятельное участие и опыт. Провал и унижение Америки объективно усиливают наши переговорные позиции. Сейчас Байдену очень важно минимизировать нанесенный престижу Соединенных Штатов урон в глазах соперников и союзников.
В стабилизации обстановки крайне заинтересован Китай в силу его далеко идущих экономических планов и проблем с собственным мусульманским населением. В КНР выразили готовность сотрудничать с новыми властями Афганистана. Талибы, в свою очередь, заявляют, что Китай всегда был «надежным и хорошим другом афганского народа, и сыграл значительную роль в процессе мира и примирения в Афганистане». «Вывод американских войск — это редкая политическая удача и отличный шанс для Си Цзиньпина», — резюмируют журналисты США.
Совет безопасности ООН призвал новое афганское руководство создать инклюзивное правительство, включающее представителей разных групп населения страны, в том числе женщин. Это возможно, если талибы действительно извлекли уроки из своего предыдущего «хождения во власть». Пока, судя по поступающей из СМИ информации, победители ведут себя вежливо, призывают чиновников вернуться на госслужбу. Но при этом для них США – оккупанты, а те, кто сотрудничал с прежним режимом – предатели. Так что их сегодняшние убаюкивающие заявления недорого стоят.
Что мы имеем в итоге? Возникает угроза того, что Афганистан станет центром притяжения радикалов и экстремистов исламского мира, а соседние государства в перспективе попадают в первую орбиту своеобразного нового «исламского возрождения», учитывая, что реальными союзниками афганского режима вполне могут стать еще пара известных террористических организаций, кстати, тоже запрещенных в России. Сейчас тысячи и тысячи беженцев уже растекаются по всему миру, создавая напряжение в странах Европы и Азии. Как невесело пошутил один из европейских парламентариев, «если будет новая волна мигрантов, мы получим двадцать новых Орбанов».
Надо иметь в виду, что Россия становится особенно уязвимой и в силу близости бывших советских республик, где новый «исламский интернационал» легко может рекрутировать шахидов, из‑за роста наркотрафика, миллионов мигрантов из этих государств.
Кстати, если внимательно посмотреть видео, где американский военно-транспортный самолет, облепленный людьми, взлетает из кабульского аэропорта, то можно увидеть номер борта – 1109.
11 сентября.
Как говорил Пушкин, «бывают странные сближенья»…
Комментарии
11
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться