Скоро уже пять лет, как автор этих строк впервые предложил вниманию уважаемых читателей серию «новых философических писем» — размышлений на злобу дня. Происходящие в России и мире события сподвигли продолжить публикацию текстов в духе русского философа Петра Чаадаева, сочетая взгляд на историю с мыслями о дне сегодняшнем.
Обратимся к началу XX века. Величайшим вкладом советской власти в мировую цивилизацию стала всеобщая грамотность. Столетие назад подобным достижением не мог похвастаться никто.
Да и нужды в этом не было. Цели кардинального переустройства мира не ставились, status quo почти всех устраивало: Первая мировая война стала хорошим, но не до конца усвоенным уроком.
Однако у большевиков такая цель существовала. Инструментом ее реализации была всеобщая грамотность, что позволяло внедрить в массовое сознание людей идеи мировой революции и – для начала – построения социализма в отдельно взятой стране. Лозунги «Учиться, учиться и учиться!», «Стать коммунистом можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» со ссылками на авторитет вождя мирового пролетариата на многие десятилетия стали символами веры для десятков миллионов людей. Научный коммунизм преподавался в советских вузах до полного крушения страны и концепции, которая была его основой. Диалектически всеобщая грамотность привела к отрицанию идей партии и государства, базирующихся на примитивных представлениях их основателей. Противоречие между этими догматами и многообразием социальных практик оказалось неразрешимым без революционных потрясений, о чем можно и нужно сожалеть. Убежден, что антагонизм стал следствием титанических усилий по защите коммунистической веры от просвещения в широком смысле слова. Власть словно затворилась в крепости и оборонялась от ею же выращенных образованных людей, которые хотели и были готовы участвовать в жизни своей страны активно и созидательно. Им в этом было отказано.
А если бы нет? Уверен, что уникальное интеграционное объединение СССР тогда имело бы все шансы на развитие. Увы, история не знает сослагательного наклонения. И сегодня мы можем и вынуждены, по сути, снова начать ликвидацию безграмотности и выйти на дорогу просвещения, которая может стать новой эпохой Возрождения.
В данном контексте преодоление нынешней безграмотности может начинаться с поисков ответов на, казалось бы, ясные вопросы. Есть ли у нас друзья и есть ли враги? А кто не друг, и не враг, а так. Исходя из этого и необходимо делать выбор наших стратегических предпочтений. Можем ли мы принять участие в формировании новой повестки дня международных отношений и каким образом? Что в реальности представляют собой современные Китай и Турция, каковы перспективы диалога с ними, какие цели могут быть достигнуты, а какие нет? Пока мы находимся в тени Великого дракона и неплохо бы понимать его перспективы в глобальном контексте. Исторически Китай всегда был «вещью в себе», не случайно Великая китайская стена – символ глубинной национальной философии.
Пора, на мой взгляд, определиться и с принципами в отношениях с США, разделить мифы и реальность, избавиться, наконец, от доминирования американской темы, преувеличенных представлений о роли Америки как некоего демиурга, которому подвластно если не все, то почти все и который определяет ход вещей в мире. Это давно уже не так. Но после просмотра выпусков новостей по ТВ этого не скажешь.
Стоит непредвзято взглянуть на то, что сегодня происходит в Соединенных Штатах. Байден, по сути, решает техническую задачу: не допустить второго пришествия Трампа. Как он будет это делать и что у него получится, представляет собой не только теоретический интерес, но и практический с точки зрения эволюции демократии. Пока трампизм на марше. Нам тоже нужно видеть в этом общее и особенное. И очень скоро станет ясно, возможно ли «возвращение к основам», как это часто анонсируется сегодня. Конец истории, предсказанный Фукуямой, не наступил. Очевидно, пришло время настоящих перемен в избирательном законодательстве – как федеральном, так и отдельных штатов. И это еще один повод против некритичного восприятия политической практики США и ставшего привычным обезьянничанья. Трамп успел сломать или надломить традиционную парадигму отношений с Китаем, Европейским Союзом, странами Ближнего Востока, международными организациями, создал кризисную ситуацию в политических и военных союзах, даже таких прежде незыблемых, как НАТО. Все это серьезные вызовы, на которые нужно искать ответы. Устаревшая и обветшалая инфраструктура требует колоссальных вложений. Иммиграция превратилась в острейший политический вопрос. Конечно, это вызывает исторические аллюзии и аналогии. Но нужно другое – рациональный взвешенный анализ с точки зрения интересов нашей страны и формулирования соответствующих дорожных карт.
Нельзя не признать: сегодня власть в России консолидирована и пользуется значительной поддержкой. Но есть ли смысл без конца доказывать, что эта поддержка выражается в заведомо нереальных цифрах? Проще и практичнее привлечь нонконформистов к обсуждению реальных актуальных проблем дня сегодняшнего и завтрашнего. Не представлять их врагами, «рвущимися к власти», а принимать такими, какие они есть: живущими в нашей стране и желающими в ней жить, растить в ней своих детей и внуков. Для этого, конечно, необходимо попрощаться с одной из сладких догм сталинизма. Ведь она появилась в конкретных исторических условиях, очень непохожих на сегодняшние. И проецирование этой догмы на новую реальность выглядит по меньшей мере странно. Но именно это и происходит, когда сегодня одну часть населения противопоставляют другой без всяких на то оснований. Степень гомогенности российского народа драматически недооценивается. А это важнейший фактор развития и перемен без потрясений.
Постсоветской России уже 30 лет. Наверное, позади уже детство, отрочество и юность. Наступает зрелость, ответственность. Приходит опыт. И можно попробовать думать и поступать по‑взрослому, разобраться спокойно и основательно в том, что мы для мира и что мир для нас. Поразмыслить о том, как перейти от реактивной внешней политики к активной, позитивной. Есть ли у нас реальные основания для признания европейской или евразийской идентичности, каковы исторические перспективы глобализации, регионализма и изоляционизма, авторитаризма и демократии? И все это – без наклеивания ярлыков.
Вот далеко не полный перечень достаточно актуальных вопросов, в которых надо бы разобраться, отдавая себе отчет в том, что наши стереотипы и предрассудки часто нас ограничивают, может быть, даже деформируя мировосприятие…
Комментарии
12
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться