Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Член Комитета Совета Федерации по международным делам

Инородная дипломатия

Дипломатия как способ ведения дел между странами и народами за сотни лет не только выработала свои особые методы и процедуры, но с 20 века приобрела самые разнообразные формы: парламентскую, партийную, общественную (народную), научную, спортивную, молодежную, культурную и т. д. Все они подразумевают налаживание международных контактов, мирное решение сложных вопросов, обеспечение своих интересов с уважением прав других. Да, так не всегда получалось и не у всех, но отклонения лишь подчеркивали необходимость соблюдения основополагающих принципов международного права, зафиксированных 75 лет назад в Уставе Организации Объединенных Наций.

Однако после геополитических трансформаций конца 20 – начала 21 веков в сознании политических элит части государств произошли зримые, я бы даже сказал, патологические изменения. Процесс эрозии дипломатической культуры имел несколько основных причин — от невиданной ранее глобализации и очевидного изменения соотношений сил в мире до появления нового поколения политиков, для которых кровопролитная война — не личный трагический опыт, а далекая история или даже подобие компьютерных игр. Причем технологии 21 века разрушили не только былые представлении о пространстве, времени, государственных границах, персональных данных, но также нормы морали и нравственности. Место острого противостояния капитализма и коммунизма 20 века заняли идеологические сражения между сторонниками безбрежного либерализма и махрового фундаментализма. Причем сторонники первого сыпали на головы своих оппонентов ракеты и авиабомбы, а апологеты второго взрывали пассажирские самолеты и буквально отрезали головы «вероотступникам». В итоге – кризис не только дипломатии, но и системы международного права, угроза всеобщему миру и безопасности.

Взять, допустим, знакомую автору тему государственного суверенитета. Среди держав, уделяющих особое внимание обеспечению собственного суверенитета, особо выделяются США. Они, например, никогда не признавали приоритет международного права над своим законодательством, легитимность международных судов в отношении американцев граждан и т. п. Их закон о регистрации иностранных агентов (ФАРА) с 1938 г. позволяет отправить за решетку кого угодно лишь за гипотетическое намерение оказать воздействие на американцев в интересах иностранного лица (суверена). При этом сами США осознанно, постоянно и масштабно вмешиваются в суверенные дела практически всех стран мира. Причем делается это зачастую цинично, нередко в хамской форме.

Пример заокеанской «империи добра» оказался заразительным. В странах НАТО, Европарламенте и т. п. структурах тоже вообразили себя всемирными прокурорами, судьями и повелителями в одном флаконе. Руководствуясь самодеятельными нарративами, там все чаще подменяют дипломатические методы незаконными административно-командными, диалог с равноправными партнерами – назидательным монологом, метод уважительного убеждения – односторонними рестрикциями («санкциями»). При этом игнорируются такие принципы, как презумпция невиновности, а международное право вместе с Уставом ООН подменяется «порядком, основанным на правилах» (сочиняемых самими нарушителями общепринятых международно-правовых норм).

Из последнего – хамское предложение наплевать на волеизъявление граждан РФ и отменить новации в текст российской Конституции (сентябрьская резолюция Европарламента); предложение Венесуэле (не члену ЕС, ОБСЕ, СЕ) вопреки венесуэльской конституции на полгода перенести сроки парламентских выборов, чтобы брюссельским бюрократам было удобнее организовать в далекой стране «миссию наблюдения» ЕС; требование к Беларуси отменить результаты их президентских выборов, а заодно сменить всю систему власти в этой стране-члене ООН. В очередной раз без обсуждения продлили «наказание» РФ (т. е. незаконные санкции) за уважение права народа Крыма на самоопределение (закрепленное Уставом ООН). Не отстают и в НАТО. Там нашу страну на днях своим решением официально и публично записали в свои главные враги (чохом на ближайшие 10 лет). В США то же сделали бессрочно (законом от 2017 г.). Подобного мы в России по отношению к США, ЕС и НАТО не делали.

К сказанному можно добавить новую порочную практику подмены содержательных переговоров перепалкой в социальных сетях и распространением фейковых новостей, бездоказательные обвинения в серьезных преступлениях, произвольное, внеправовое наказание неугодных Западу лиц при забвении презумпции невиновности и др.

Охота на ведьм и прочие «неспортивные» приемы стали культивироваться вместо цивилизованного международного общения, в т. ч. методами парламентской, партийной, народной дипломатии. Проводники и сторонники деструктивной дипломатии иного рода — инородной дипломатии, например, прямо запрещают депутатам Европарламента общаться со своими российскими коллегами. С 2015 г. такие встречи по вине русофобов ЕС приходят теперь на нейтральных территориях и особо не афишируются (наши коллеги из ЕС просто боятся последующей беспочвенной травли у себя в «просвещенной, демократической и свободной Европе»). Аналогичные преграды инородные «дипломаты» из Вашингтона и Брюсселя выстраивают для межпартийных контактов, а потом негодуют на публику, что мы общаемся якобы только с теми партиями стран НАТО, которые в тех же странах, теми же деятелями объявлены «нерукопожатными». Политика, желающего дружбы с Россией, могут арестовать (как болгарина Н. Малинова), а судью, смягчившему ему меру пресечения, наказать решением Госдепа.

Таким образом, отсутствие доказательств вины своих жертв-целей (людей, организаций, государств), разумных аргументов, должного международно-правового обеспечения инородная дипломатия пытается прикрыть демагогией, внеправовыми акциями, фактической цензурой, запретами на прямое общение в рамках парламентской, партийной, народной дипломатии и иными диктаторскими методами.

Подводя итог сказанному, поделюсь своим личным мнением. Пока лишь несколько государств мира способны открыто и действенно выступать в защиту цивилизованного ведения международных отношений, сохранения и преумножения традиций подлинной дипломатии (хотя стран, желающих освободиться от инородной дипломатии, абсолютное большинство в мире). Россия не просто в числе этих стран, а играет, по моему глубокому убеждению, ведущую роль в столь важном для всех народов процессе. Когда слышу спокойные, профессиональные ответы главы нашего государства по самым острым международным проблемам, уважительные реплики даже по поводу тех, кто сделал хамство атрибутом своей политики в отношении нашей страны (что показала и большая декабрьская пресс-конференция В. Путина), лишний раз убеждаюсь в правоте такого вывода.