Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Член Комитета Совета Федерации по международным делам

Партийный аспект парламентской дипломатии

Современная нам парламентская дипломатия берет начало в конце 19 в. Тогда, например, были заложены основы главной международной парламентской организации планеты – Межпарламентского союза (МПС). Помимо МПС существует немало других площадок для диалога сенаторов и депутатов – многие из них представляют собой парламентское измерение уже существующих международных организаций. Именно так работают ПАСЕ, МПА СНГ, ПА ОБСЕ, АТПФ, АСЕП и др. В последние годы постепенно растет интерес к становлению парламентского формата БРИКС.

Между тем далеко не все международные организации имеют прямое парламентское сопровождение. Кроме того, внутри уже существующих форматов, включая МПС, давно сформировались устойчивые группы влияния, основанные не столько на региональной принадлежности парламентариев, сколько на их идеологической и партийной ориентации. Именно эти группы во многом предопределяют успех тех или иных голосований, формирование господствующих подходов на международных межпарламентских площадках и в немалой степени в мировом общественном мнении. Сказанное следует учитывать при использовании партийной дипломатии для подкрепления дипломатии парламентской и классической. Проиллюстрирую сказанное двумя весьма разными примерами.

Весной 2014 г. враждебные России силы попытались негативно настроить Ассамблею Межпарламентского союза, проходившую в Женеве, по отношению к итогам крымского референдума о возвращении полуострова в состав РФ. Несмотря на агрессивную и массированную медийную кампанию, титанические усилия политиков и дипломатов стран Запада, подвластных им делегатов из Украины, закулисное манипулирование регламентными нормами и прочие препоны, российской делегации (тогда малочисленной) удалось сорвать включение в повестку дня Ассамблеи чрезвычайного пункта с проектом заведомо антироссийского характера. Не секрет – вряд ли бы удалось такое, если бы у партии «Единая Россия» (члены которой были в составе нашей парламентской делегации) задолго до описываемых событий не оказалось налаженных партнерств и рабочих контактов с партиями Азии, Африки, Латинской Америки, ряда европейских государств.

Спустя несколько лет эти же связи позволили в непростых условиях принять инициированную российской стороной резолюцию по противодействию парламентами стран МПС вмешательства извне в дела суверенных государств и еще ряд важных предложений Москвы.

 Второй пример о том, как партийная дипломатия может предварять межпарламентскую там, где площадки для последней еще нет. В частности, в 2020 г. наша страна председательствует в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Эта относительно молодая (19 лет) структура уже показала свой серьезный потенциал. В настоящее время в ШОС 8 стран-членов, включая КНР и Индию. Еще около двадцати государств намерены вступить в это евразийское объединение. Между тем, в отличие от целого ряда других подобных организаций, у ШОС еще нет какой‑либо устойчивой площадки для межпарламентского диалога. Зато в 2020 г. появился шанс сделать первый важный шаг в этом перспективном направлении через установление связей между парламентскими партиями из ШОС.

Российская сторона, инициировав это, получила заверения о поддержке в Пекине, Дели и ряде других столиц. Более того, инициаторы данного проекта решили не ограничиться только лишь участниками из ШОС. Отсюда первый межпартийный форум получил ёмкое название «ШОС+». Его проведение намечено на 21–23 октября, незадолго до саммита ШОС и вскоре после встречи глав МИД ШОС.

В условиях пандемии коронавируса решено использовать комбинированную схему – в странах ШОС будут сформированы базовые площадки для участников октябрьского межпартийного форума, а основные дискуссии перенесутся в виртуальное пространство с помощью современных информационно-компьютерных технологий. Для чего завершается подготовка специальной цифровой платформы и базового сайта форума на русском, английском и китайском языках.

Главная тема пленарных и секционных дискуссий – «Экономика для людей». В ее рамках акценты будут сделаны на такие проблемы как поддержка «зеленых» технологий, противодействие распространению опасных инфекционных заболеваний, развитие цифровых технологий в интересах граждан, поддержка межрегионального сотрудничества в социально-экономической сфере. Кроме того, на указанной площадке приступит к работе создаваемая в эти дни международная межпартийная экспертная группа (МЭГ), которая поможет придать дискуссии необходимую глубину и профессионализм. Не забыты нами и представители деловых кругов стран ШОС. При всем при том основное число участников форума будут одновременно представлять и парламенты своих государств. С российской стороны это мои коллеги по Федеральному Собранию РФ и региональные парламентарии. Надеемся, данная комбинированная форма позволит в значительной степени повысить результативность продвижения тех инициатив, которые, безусловно, нужны не только России, но, уверен, всему человечеству на фоне вызовов и проблем 21 века.