Недавно на лентах информационных агентств появились громкие заголовки: «Смертность в Швеции побила 150-летний рекорд». Специалисты считают, что это стало следствием избранной властями стратегии: отказ от самоизоляции и выработка «коллективного иммунитета». Как полагал главный эпидемиолог Андерс Тегнелл, шведы склонны к нелюдимому образу жизни, послушны и сами будут соблюдать все необходимые меры предосторожности. Не получилось. В результате в Швеции на сегодняшний день, в том числе, и самый высокий показатель смертей от COVID-19 в сравнении с другими скандинавскими странами.
В связи с этим мне вспомнились события «давно минувших дней», когда автор этих строк работал Президентом Чувашии. В 2006 году мы в Чебоксарах провели Дни Швеции. В рамках насыщенной культурной программы, которая сразу заинтересовала горожан и гостей столицы республики, был организован и показ фильмов современных шведских кинорежиссеров. Мне удалось выделить несколько вечеров, чтобы посмотреть новинки из страны викингов и Карлсона.
Впечатления остались двоякие. С одной стороны, интересный сюжет, талантливая актерская игра, хорошая операторская работа. С другой, некоторая отстраненность, холодность, тяжелые жизненные ситуации, в которых оказываются персонажи. Почему так?
Версию ответа обнаружил через некоторое время в заметке кинокритика: мол, это черты скандинавского кино, вызванные суровым климатом, скудным солнцем и – неожиданно! – высоким уровнем жизни, который порождает ощущение «запрограммированности». Отсюда и депрессия, и склонность к самоубийствам. Даже в Швеции на государственном уровне забеспокоились и запустили Национальную программу по профилактике суицидов.
С автором публикации стали жарко дискутировать другие интернет-пользователи: одни обвиняли его, другие, напротив, приводили доводы «за». В том числе и такой: у жителей скандинавских стран очень низкая стрессоустойчивость. Уже два века та же Швеция ни с кем не воюет, занимается исключительно своими внутренними вопросами и ведет сытое благополучное существование. Поэтому малейшие проблемы вызывают у шведов депрессию.
Возможно, это преувеличение. Но все‑таки рациональное зерно в этом утверждении есть. Вспомним, сколько тяжелейших испытаний выпало на долю нашей страны за эти два столетия. Войны, революции, голод, эпидемии…И трудности наш народ не сломили. А закалили.
«Это все экстремальные ситуации. В повседневной жизни далеко не так», — усомнятся скептики.
Готов ответить.
Мне за время работы главой федерального Минсельхоза повезло объехать всю Россию. И самые важные, самые приятные и полезные встречи были не с чиновниками из высоких кабинетов, а простыми тружениками – механизаторами, агрономами, животноводами, рыбаками…Эти люди каждый день, без выходных, поднимаются еще засветло. Чтобы в жару или холод, дождь или снег делать свою работу. И делать хорошо.
Это и есть каждодневный героизм.
Стоит брать с аграриев пример.
Комментарии
11
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться