Содержащиеся в Законе о поправке к Конституции положения о допустимости отказа от исполнения в России решений межгосударственных органов в случае их противоречия нормам Конституции направлены на обеспечение высшей юридической силы Конституции, правового суверенитета России и не могут противоречить обязательствам России в рамках Европейской конвенции по правам человека.
Россия высоко оценивает сотрудничество с Венецианской комиссией, однако никаких изменений в Закон РФ о поправке к Конституции РФ внесено не будет. Отраженный в конституционных поправках подход относительно приоритета Конституции над нормами межгосударственных соглашений необходим для обеспечения верховенства Конституции России.
Любой международный договор, аналогичный ЕКПЧ, имеет двойственную природу. Межгосударственные соглашения, которые предусматривают необходимость изменения национальной правовой системы, одновременно предполагают существование и обязательств государства перед международным объединением, и обязательств перед собственными гражданами. Тот уровень защиты прав и свобод человека, который гарантирован Конституцией России, исключает допустимость признания полномочия Конституционного Суда РФ по проверке исполнимости решений ЕСПЧ противоречащим обязательствам России в соответствии с ЕКПЧ, принятым перед собственными гражданами. Выражая согласие с положениями Конвенции, Россия не могла принять на себя обязательства, исполнение которых противоречило бы Конституции. Федеральное Собрание не имеет возможности путем согласия на присоединение к международному договору допустить принятие Страсбургским судом решений, которые будут вступать в коллизию с конституционными нормами.
Венецианской комиссией был сформулирован важный вывод, согласно которому многое будет зависеть от действительной реализации конституционных поправок на практике. Мы солидарны с тем, что еще предстоит масштабная работа по воплощению принимаемых конституционных положений в жизнь. Однако, учитывая тот факт, что Закон РФ о поправке к Конституции РФ во многом обусловлен последовательным политико-правовым развитием государства на протяжении более чем двух десятков лет, а также принимая во внимание то обстоятельство, что поправки имеют в своей основе устойчивый общественный запрос, новый этап развития национального правопорядка будет довольно динамичен.
В условиях возросшего судебного активизма ЕСПЧ практика отказа от безусловного исполнения решений межгосударственных органов получает все большее распространение в зарубежной практике. Мы видим, как в Италии, Германии и Великобритании используются те же самые механизмы в целях сохранения существующих национальных особенностей. Обращение государств к подобным правовым инструментам предварительного контроля выступает необходимым способом защиты собственной национальной конституционной идентичности.
Конструкция так называемого «европейского консенсуса», направленная на формирование общеевропейских подходов, вне всякого сомнения, не должна использоваться для навязывания новых правовых стандартов без учета конкретных политических, социальных и культурных особенностей государств-членов Европейской конвенции по правам человека. Закрепление полномочия Конституционного Суда по проверке возможности исполнения решений межгосударственных органов необходимо для обеспечения действительного приоритета Конституции, невозможности преодоления конституционных положений посредством заключения международных соглашений, а также гарантированного сохранения отраженного в Конституции баланса различных конституционных ценностей.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 года № 21-П было справедливо отмечено, что эффективность всей европейской системы защиты прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от учета наднациональными органами базовых элементов конституционной идентичности, которые образуют внутригосударственные нормы о фундаментальных правах, а также на гарантирующие эти права нормы об основах конституционного строя.