Представляю вашему вниманию часть своего выступления в рамках первого в России «Финансово-правового форума — 2020.1: Финансовое право и современный миропорядок», который прошел в марте 2020 г., его организаторами выступили Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Международная ассоциация финансового права. Полный текст выступления будет опубликован в сборнике материалов форума.
Этап современной конституционной реформы открывает период, который политологи уже назвали постновейшим временем.
Нынешний вариант текста Конституции Российской Федерации – это не только отражение актуальных запросов общества, касающихся повышения социальных гарантий и упрочения традиционных ценностей, но и формализация на высшем законодательном уровне тех положений, которые уже существуют де-юре, но имеют неконгруэнтную правоприменительную практику.
В частности, положения части 2 статьи 132 Конституции РФ, где закрепляется обязательность передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств для выполнения переданных государственных полномочий, являются отнюдь не новыми для финансово-правовой сферы.
Так, согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Однако на практике довольно часто возникают ситуации, когда фактический объем выполняемых обязанностей органов местного самоуправления гораздо больше, чем предполагался изначально, а срок доведения сумм субвенций не совпадает с началом запланированных работ, что влечет неоправданное отвлечение финансовых ресурсов местных бюджетов для покрытия кассовых разрывов. Дисбаланс между объемом возложенных обязательств и их своевременной финансовой обеспеченностью приводит к негативным последствиям, связанным, прежде всего, с некачественным исполнением публичных управленческих функций.
Конституционное закрепление принципа обязательной финансовой обеспеченности передаваемых на муниципальный уровень государственных полномочий позволит усилить бюджетную дисциплину и повысить качество работы всех уровней публичной власти.
Обновленная Конституция РФ в части 3 статьи 132 предусматривает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Вообще встраивание органов местного самоуправления в единую систему публичной власти стало возможным в большей степени потому, что в рамках бюджетных отношений такая конструкция доказала эффективность и логичность данного подхода.
Единство бюджетной системы Российской Федерации позволяет функционировать всем ее звеньям – бюджетам бюджетной системы по универсальным правилам и единому порядку.
Важнейшим принципом организации межбюджетных отношений является принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, закрепленный в статье 31.1 Бюджетного кодекса РФ. Определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями.