Коронавирусная эпидемия стала серьезным испытанием для всей страны. С этим мы будем жить еще не один месяц и даже не один год. Но в многочисленных коллективных и личных драмах заложен определенный опыт, который заставил нас не только искать скорейшие пути решения новых и даже уникальных вызовов, но и по‑новому взглянуть на многие знакомые проблемы. Здесь важно не растерять полученный опыт и закрепить законодательно все принятые меры. Мир изменился, и нам важно держать «руку на пульсе», мониторить обстановку, быть готовы к любым глобальным изменениям в новой реальности. Мы уже многому научились и продолжаем учиться не только в поисках более совершенных методов борьбы с COVID-19, но и в других областях нашей повседневной жизни и работы. В первую очередь, это касается отраслей, формирующих наш текущий и будущий человеческий потенциал: здравоохранения, образования, науки.
Новая роль здравоохранения. Эпидемия стала вызовом для всей системы национальной безопасности, где здравоохранению отведена важнейшая задача. Прежде всего, требуется создать центры изучения, прогнозирования и предотвращения угроз здоровью, что позволит разработать дальнейшие предложения. В целом, опыт борьбы с пандемией COVID-19 в России должен изменить систему и концепцию национальной безопасности, одним из ее главных элементов которой станет служба охраны здоровья. Именно она будет «диктовать» другим отраслям экономики, куда направлять инвестиции, в том числе государственные.
Например, уже сегодня видно, что реформа здравоохранения потребует изменения не только подходов к финансированию, но и принципов строительства больниц и обучения медперсонала. Потребуется дооснащение и модернизация практически всех больниц, в том числе неинфекционных, с возможностью их перепрофилирования в инфекционные центры. В частности, специализированные инфекционные больницы должны быть вынесены за пределы центра крупных городов, но находиться вблизи транспортной инфраструктуры.
Для решения таких задач, становится очевидным повышение масштабов финансирование здравоохранения. Человек стал жить дольше, а угрозы его здоровью становятся опаснее. И для отражения этих угроз уже требуются совсем другие ресурсы. Речь идет о повышении финансирования национальной системы охраны здоровья до уровня 7–10% ВВП. По данным ВОЗ в 2019 году Россия занимала 124 место в мире по совокупным (государственным и частным) расходам на здравоохранение, а их доля в ВВП составляла 5.3%, что существенно ниже среднемировых показателей.
Рост технологий в медицине опередит самые смелые прогнозы. Ожидается развитие технологий, которые будут направлены на превентивное выявление и лечение хронических заболеваний, увеличение финансирования образовательной и технологической части здравоохранения. Измениться должна и система доставки пациентов — за счет расширения использования медицинский авиации.
Требуется принять меры по улучшению качества труда, жизни и условий работы медработников. Необходимо кадровое увеличение не только врачей вирусологов и эпидемиологов, но и специалистов по проектированию и строительству больниц. Среднему медицинскому персоналу также потребуется переобучение в современных медицинских учебных заведениях с повышением квалификации. Существенно должны измениться и их зарплаты.
В вопросе высшего образования остановлюсь только на одной проблеме, поскольку она стала особенно актуальной. В связи с длительной самоизоляцией, многие считают, что этот кризис показал несостоятельность системы образования и теперь всё должно перейти в онлайн.
Считают, что самое эффективное — это единство онлайна и офлайна. Студентов сложно заинтересовать классическими лекциями и семинарами, а если им неинтересно, мотивация тут же теряется, это сводит эффективность обучения на нет. Всю информацию современные студенты могут почерпнуть из открытых источников, соответственно, задачей преподавателя становится не столько трансляция знаний, сколько отработка навыков и передача опыта. Значит, теоретическую часть можно перевести в онлайн без потери качества. Но если мы говорим о части практической, где студенты могут и должны свои навыки применять и развивать, то здесь офлайн даст гораздо больше возможностей, в силу постоянного контакта преподавателя и студентов.
Какими бы ни были результаты кризиса, вызванного коронавирусом, офлайн останется обязательным условием любого учебного процесса, потому что именно там возникает реальный навык и опыт, прививается любовь к профессии, налаживаются контакты, изучается интерактивные подходы между людьми. Поэтому здесь могу быть уверен, что очное образование невозможно без живого общения, но вся система образования неизбежно претерпит изменения.
Наука. В контексте нынешней вирусной пандемии стоит выделить две важнейшие задачи отечественной науки: Первое — выстраивание современной системы подготовки кадров и модернизации отечественной приборной базы, которая позволит ученым проводить исследования на мировом уровне. Нам надо в кратчайшие сроки расширить подготовку кадров по важнейшим наукоемким направлениям, в частности, в области генетики, вирусологии, эпидемиологии. Второе — пандемия выявила очень высокий запрос на повышение качества научной экспертизы для информирования общества и оперативного принятия важных государственных решений. В этом плане знаменательно заявление главы государства Владимира Путина от 14 мая о том, что в России необходимо создать единую сеть биоресурсных центров, которые будут объединять ведущих экспертов страны по отдельным направлениям.
Это далеко не полный перечень вызовов, которые породила вирусная угроза и, соответственно, возможных путей нашей общей реакции на них. Поэтому, когда придет осознание новых серьезных вызовов, мы должны быть готовыми применить достойные ответы и на них.