Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

К вопросу об ужесточении ответственности за распространение заведомо недостоверной информации

Проблема распространения недостоверной информации – фейков – в сети Интернет особенно обострилась после начала эпидемии коронавируса. Эта проблема характерна для всех стран, мы наблюдаем за ней с первых дней распространения вируса в Китае. Сегодня мы видим, как фейки активно распространяются и в России.

При нынешнем уровне развития информационных технологий любая информация распространяется молниеносно. Наибольшее количество фейков распространяется через социальные сети и мессенджеры, так называемое «сарафанное радио» XXI века. Зачастую подобного рода публикации являются откровенно нелепыми, как, например, распространение в средствах массовой информации Индии фейков о том, что в России для обеспечения режима изоляции населения власти выпустили на улицы более 500 львов. В то же время нередко недостоверная информация публикуется в менее абсурдном формате, зачастую «разбавляется» реальными фактами, что даже при должном уровне осмотрительности может не вызвать подозрений у обычного потребителя информации.

Такая информация уже не является безобидной, поскольку повышает уровень паники в обществе, приводит к созданию стрессовой ситуации, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью людей. Так, например, в той же Индии один мужчина покончил с собой, посчитав себя зараженным коронавирусом, чтобы не заразить жену и детей. Преувеличение масштабов заражения и уровня имеющейся опасности может привести к подобным ситуациям. В России, например, в социальных сетях получила распространение откровенно вредительская информация от якобы профессора МГУ, который утверждал, что коронавирус имеет синтетическую природу, содержит в себе ВИЧ-инфекцию и оказывает непоправимые последствия на организм человека.

Также в Интернете под видом объективных фактов распространялись недостоверные сведения о повышении риска инфицирования коронавирусом при наличии прививки от гриппа. В силу того, что такие прививки в России делались практически всем населением, такая информация способна привести к непрогнозируемым негативным последствиям. Более того, в Интернете также можно было найти видеоролик, в котором люди в костюмах химзащиты якобы расстреливают зараженного коронавирусом гражданина. Безобидная, по мнению авторов ролика, шутка способна привести к тому, что люди массово начнут скрывать факт заражения, что лишь усугубит последствия эпидемии.

Как показывают последние случаи привлечения к ответственности за распространение фейков, действующее регулирование не позволяет обеспечить необходимого сдерживающего воздействия. Даже под угрозой значительных штрафов, многие люди сейчас строят бизнес и свое благополучие на освещении событий и готовы идти на умышленное распространение фейковой информации, связанной с коронавирусом или с мерами, принимаемыми органами власти по противодействию его распространению. Мотивом для них служат зачастую популистские, корыстные или прямо вредительские цели личной выгоды. Общественная паника искусственно провоцируется под видом экспертных мнений, как например в случае, когда один российский политолог заявил о сокрытии реальной статистики смертей от коронавируса.

На фоне распространения инфекции многие пытаются подорвать доверие общества к властям, что также способно привести к массовым беспорядкам и игнорированию требований безопасности. Так, в СМИ публиковались фейковые сведения о том, что в Москве якобы распыляют дезинфицирующие средства с вертолетов, а границы города хотят полностью закрыть. Подобные слухи способны создать искусственный ажиотаж вокруг товаров первой необходимости и вызвать их нехватку для тех, кому они действительно необходимы.

В действующей ситуации, когда существенная часть граждан живет в режиме самоизоляции, крайне важно не допустить распространение недостоверной информации. Именно поэтому в дополнение к административной ответственности вводится уголовная, а для юридических лиц вводятся существенные повышенные штрафы. Применение мер как уголовной, так и административной ответственности за распространение фейковых новостей предполагает наличие дифференцированных санкций, которые во многом будут дополнять друг друга и позволят обеспечить соразмерность и справедливость наказания.

В развитых зарубежных правопорядках также предусматривается ответственность за распространение недостоверной информации. Уголовная ответственность в отношении лиц, распространяющих ложные сведения, предусмотрена статьей 187 Уголовного кодекса Норвегии. В качестве наказания за распространение ложных сообщений, ложных просьб о помощи, необоснованного использования сигнала бедствия или иных аналогичных действий, преднамеренно или в форме грубой неосторожности, которые повлекли за собой приезд полиции, пожарных, служб скорой помощи или вооруженных сил, вмешательство спасателей, либо повлекли за собой устрашение большого числа людей, предусматривается ответственность в виде штрафа или лишения свободы на срок до 6 месяцев. При этом аналогичное наказание предусматривается также в отношении любого лица, предоставляющего ложную информацию, способную вызвать опасения за чью‑либо жизнь, здоровье или нарушения общественного спокойствия и порядка.

2 октября 2019 года в Сингапуре был принят закон «О защите от недостоверной информации и манипулирования в сети Интернет» (Protection from Online Falsehoods and Manipulation Act), направленный на предотвращение распространения недостоверной информации (false statement of fact) на территории Сингапура, обеспечение механизмов своевременного реагирования на распространение такой информации, пресечение финансирования или иной поддержки, оказываемой субъектам, последовательно распространяющим недостоверную информацию, принятие мер по выявлению, контролю и предотвращению действий, направленных на введение участников общественных отношений в заблуждение в сети Интернет.

В период сложной эпидемиологической обстановки распространение недостоверной информации представляет особую опасность. Субъекты общественных отношений, распространяющие информацию в отношении неопределенного круга лиц, должны осознавать все возможные последствия. Предусмотренные в принятых Государственной Думой поправках в КоАП РФ и УК РФ меры являются своевременными и актуальными.

Важно подчеркнуть, что речь идет о распространении заведомо недостоверной информации, то есть, когда лицо осознает недостоверность информации и тем не менее осуществляет ее распространение под видом достоверных сообщений. Вводимые законом меры ответственности создадут дополнительные гарантии обеспечения безопасности населения, а также гарантии эффективной реализации мер, предпринимаемых для недопущения ухудшения ситуации с распространением инфекции.