Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

К вопросу о пассивном избирательном праве граждан России, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя

Приближение даты общероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ вызывает возникновение все большего числа спекуляций, связанных с содержанием этих поправок. Зачастую даже абсолютно определенные положения Закона о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» получают совершенно абсурдные интерпретации, эксплуатирующие опасения самых различных групп населения России.

В частности, одним из направлений такой информационной кампании является декларирование того, что граждане РФ, проживающие в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе, утрачивают пассивное избирательное право на выборах Президента РФ. Однако подобные заявления совершенно не соответствуют действительности. Закон РФ о поправке к Конституции РФ прямо предусматривает исключения из требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 25 лет и требования об отсутствии гражданства иностранного государства в том числе для граждан России, постоянно проживавших на территории Крымского полуострова на момент принятия Республики Крым и города Севастополя в состав РФ.

Так, часть 2 статьи 81 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправках к Конституции РФ прямо закрепляет, что «Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства».

Приведенная формулировка одного из положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ не может быть истолкована как препятствующая гражданам Российской Федерации, проживающим в Крыму или Севастополе и раннее имевшим гражданство другого государства, участвовать в выборах Президента РФ. Конституционный законодатель при разработке требований к кандидату на должность Президента РФ учел особенности вступления указанных субъектов в состав Российской Федерации в целях создания равных условий для всех граждан Российской Федерации. Подобный подход в полной мере согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости.

Избрание на должность главы государства лица, сохраняющего в какой‑либо форме связь с иностранным государством, может таить в себе угрозу основам конституционного строя, правам и законным интересам российских граждан, обеспечению обороны страны и безопасности государства, а также ставит под сомнение способность такого лица независимо, беспристрастно и с соблюдением требований закона осуществлять полномочия Президента РФ. Между тем предусмотрение исключений для лиц, которые по объективным причинам не могли выполнить конституционные требования об отсутствии когда‑либо иностранного гражданства, является в полной мере оправданным – не только с точки зрения баланса конституционно-значимых ценностей, но и с точки зрения восстановления исторической справедливости.

Предусмотренные в Конституции РФ ограничения не распространяются на указанных граждан Российской Федерации, в том числе на жителей Крымского полуострова, потому что они имеют исторически обусловленную тесную связь с Россией и полностью интегрированы в российское общество.

Выражая свое согласие на вхождение в состав России в 2014 году в ходе свободного референдума, жители Крыма и Севастополя подтвердили свою приверженность российским фундаментальным ценностям, стали полноправной частью многонационального народа Российской Федерации. Поэтому сегодня было бы трудно представить российскую политическую действительность без учета мнения населения указанных территорий.

Таким образом, граждане Российской Федерации, проживающие в Крыму и Севастополе, смогут реализовать свое право избирать и быть избранным в полном объеме. Любые спекуляции по данному вопросу не соответствуют действительности.