Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Доверие к правоохранительным органам и судебной системе как основа взаимодействия общества и государства

В современных реалиях одним из важнейших условий стабильности любого правопорядка является поддержание доверия общества к государству, к его институтам. В системной связи с тем фактом, что для любого правового государства характерной особенностью является наличие действенных механизмов восстановления нарушенных прав и предотвращения их нарушения, доверие общества к правоохранительным органам и судебной системе является категорически важным, ведь именно эти институты по характеру своей деятельности наиболее часто фактически выступают гарантами прав и свобод человека.


Тем не менее несмотря на атмосферу доверия общества к деятельности государства, характерную для многих развитых правопорядков, по отдельным, частным вопросам функционирования правоохранительной и судебной системы общество может скептически воспринимать работу правоохранительных и судебных органов, в особенности, когда речь идет о резонансных или нетипичных делах. Как правило, активисты и другие граждане резко реагируют на обвинения следствия в адрес широко известных лиц еще до появления какой‑либо официальной информации, что отчасти является фактором, предопределяющим общественное мнение.

Во многом это обусловлено тем, что в силу специфики правоохранительной деятельности запрос общества на получение сведений о ходе соответствующего расследования не всегда может быть удовлетворен, что порождает множество спекуляций и домыслов. Действительно, прозрачность следствия и судебного разбирательства, а также открытость правоохранительных и судебных органов к публичному диалогу являются необходимыми с точки зрения поддержания доверия граждан к органам государственной власти. Но не менее важно учитывать, что общественный резонанс и придание фактическим обстоятельствам дела широкой огласки не должны препятствовать законной деятельности правоохранительных органов и судов.

Свобода выражения мнений является одной из важнейших конституционных цен- ностей, однако, не стоит забывать, что эта свобода не является абсолютной. В первую очередь необходимо учитывать, не является ли форма выражения того или иного мнения оскорбительной, провокационной или иным образом нарушающей права и свободы других лиц.

В этой связи также необходимо отметить, что государственные органы и должностные лица, и в особенности правоохранительные и судебные органы, должны неукоснительно следовать в своей деятельности принципу законности, обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, осуществлять реализацию своих полномочий только в правомерных пределах. В частности, в рамках деятельности по расследованию преступлений и при разрешении вопроса о применении к подозреваемому или обвиняемому мер пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознаватель, следователь и суд должны руководствоваться тем, что применение меры пресечения должно быть предопределено наличием достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью или же может воспрепятствовать производству по уголовному делу.

В свою очередь подозреваемым и обвиняемым уголовно-процессуальным законодательством предоставляются гарантии, которые должны обеспечить проведение расследования в рамках надлежащей правовой процедуры. К таким правам относятся, в частности, право на адвоката, право на телефонный разговор, право на ознакомление с материалами дела, право на участие в следственных действиях.

Необходимо учитывать, что как при принятии решения о применении мер пресечения, так и при разрешении вопроса о допущенных органами расследования нарушениях прав подозреваемых и обвиняемых, суд должен учитывать все обстоятельства соответствующего события и дать таким обстоятельствам объективную оценку, что может быть крайне затруднительно в условиях широкого общественного давления.

Действующее законодательство содержит целый ряд механизмов, которые позволяют защитить граждан от неправомерных действий органов публичной власти: обжалование действий (бездействия) органов и должностных лиц в административном или судебном порядке, признание актов органов публичной власти недействительными, ком- пенсация материального и морального вреда, признание и восстановление нарушенных прав и другие. Гарантированность применения и само применение указанных механиз- мов на практике свидетельствует о соответствии действующей правовой системы стандартам обеспечения прав и свобод человека, что и является основой доверительных отношений между обществом и государством.

Мы нередко видим, как отдельные участники отношений зачастую пытаются представить работу правоохранительных и судебных органов как ангажированную, а все рас- сматриваемые процессы – политизированными. Подобные действия являются ничем иным, как злоупотреблением свободой выражения мнения в условиях, когда следствен- ные действия, как правило, не придаются широкой огласке до выяснения всех обстоятельств произошедших событий в интересах надлежащего расследования. Осуществляемые умышленно или неумышленно, подобные действия во всяком случае негативно сказываются на доверии к правоохранительной системе.

Информационная открытость является одной из важнейших предпосылок доверия к государственным органам, однако она не должна отражаться на эффективности выполнения ими своих общественно значимых функций. В противном случае это может привести к созданию излишних рамок и ограничений в деятельности публичных институтов, обусловленных вероятностью общественного порицания, которое не всегда связано с неправомерным характером деятельности конкретных должностных лиц.