Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Политика экономического принуждения против Венесуэлы

Основу фундамента цивилизованного геополитического процесса составляют два компонента: это система международного права и доверие участников друг к другу. И уже не первый раз мы наблюдаем, как второй компонент – доверие – приносится в жертву сиюминутным политическим интересам. США уже не раз это открыто демонстрировали.

Вообще, что такое доверие? Это такой режим отношений, когда участники могут с высокой степенью очевидности полагаться на добросовестное поведение других участников. Когда, скажем, заключая контракт, ты можешь рассчитывать, что встречное предоставление будет осуществлено вовремя и в оговоренном объеме. Когда стороны решают вопросы путем переговоров, когда их действия соответствуют договоренностям, а поведение не является противоречивым. Неотъемлемой частью доверия является определенность в отношениях, понимание того, как поведет себя другой участник отношений в той или иной ситуации на основании тех договоренностей, которые были достигнуты, и тех обстоятельств, которые сопутствовали заключению соглашения. Это идеальная картина доверия, которую хотелось бы видеть и в экономике, и в политике.

Очевидно, что доверие возникает только тогда, когда за спиной у участников есть определённый «бэкграунд» — это репутация. Когда все видят, что ты ведешь себя по правилам, добросовестно выполняешь договорённости.

При этом любая «игра в одни ворота» одного участника доверие постепенно разрушает. Это мы можем наблюдать в истории с удержанием Банком Англии золотых резервов Венесуэлы на сумму почти в 1,2 млрд. долларов. Это наглядно демонстрирует, что страны «западной демократии» придерживаются своих ценностей только до тех пор, пока им это выгодно.

Безусловно, подобная политика вызывает обеспокоенность, и в первую очередь за те демократические ценности, которые декларируются как США, так и Великобританией. Подобные действия властей вступают в прямое противоречие с принципом верховенства права и требованием соблюдения договорных обязательств, которые являются одними из первоосновных ценностей британского правопорядка. Действия Банка Англии, осуществляемые под давлением со стороны Соединенных Штатов, противоречат нормам и принципам национального и международного права, поскольку очевидная цель таких действий – вмешательство во внутренние дела Венесуэлы и эскалация внутригосударственных противоречий.

Президент Мадуро является легитимно избранным главой государства, невзирая на экономическую обстановку в стране, которая, к слову, во многом вызвана санкциями со стороны США. Подобная политика, направленная на дестабилизацию общества и аккумулирование оппозиционных сил с целью отстранить от власти нелояльного политического лидера, стала уже привычным методом распространения Вашингтоном своего влияния. Совершенно точно, что, принимая золотой запас Венесуэлы на хранение, Банк Англии прекрасно осознавал социальную и экономическую ситуацию в государстве и вполне мог спрогнозировать возникновение внутригосударственного конфликта, однако проблемы с возвратом переданного золотого запаса начались только тогда, когда у действующего правительства Венесуэлы возникла особенная необходимость в ресурсах для урегулирования внутриполитического кризиса и когда стало очевидным намерение Соединенных Штатов не допустить его разрешения.

Политика экономических санкций в первую очередь затронет народ Венесуэлы, который находится не в лучшем социально-экономическом положении, поэтому все доводы о том, что подобного рода действия направлены на благо граждан, являются заведомо несправедливыми.

Доверие к финансовым институтам является одной из основ любой рыночной экономики. Поэтому вмешательство в их деятельность политических сил является недопустимой практикой, которая может обернуться глубоким кризисом для существующей экономической системы. Действия британских и американских властей приведут к разрушению конструкции нынешнего финансово-экономического порядка, что обуславливает необходимость формированию порядка нового. Многие государства теперь будут вынуждены задуматься над поиском альтернативных мест хранения государственных активов, неподверженных влиянию со стороны Вашингтона.

Угроза и частичное применение со стороны США и Великобритании методов «финансового устрашения» заставляет прибегать к чрезвычайным мерам. А действия США и Великобритании в Венесуэле – санкции против госкомпаний и насильственное удержание золотого запаса страны в Банке Англии – приведут к катастрофическому обрушению доверия к этим двум странам со стороны других государств. К сожалению, наиболее болезненными подобные действия окажутся для простого населения, которое Вашингтон пытается настроить против собственного правительства. В данных обстоятельствах подобные действия могут быть классифицированы как целенаправленная кампания по государственному перевороту.

Резюмируя сказанное, справедливо приходишь к выводу, что, если не поддерживать уровень доверия хотя бы на минимально приемлемом уровне – неизбежна эскалация геополитического кризиса, который мы сейчас наблюдаем. При этом жертвами этой эскалации становятся все – как добросовестные, так и недобросовестные участники, открыто практикующие «игру в одни ворота».