Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Гражданское общество как одна из основ суверенной государственности

Тенденции государственного развития последнего времени таковы, что государства все больше ориентируются на необходимость реализации сдержанной правовой политики в тех сферах отношений, в рамках которых общество способно самостоятельно, вне деятельности органов публичной власти определять правила поведения.

Тема избыточности нормативного регулирования, источником которого часто является государство, и произвольного вмешательства публичных институтов в самоуправляемые сферы общественных отношений является краеугольным камнем проблематики гражданского общества в любом правопорядке.

В то же время именно в стремлении населения к саморегуляции происходящих в обществе процессов и широкому социальному диалогу, в который вовлечено как можно больше представителей заинтересованных сторон, проявляется непосредственная взаимосвязь между деятельностью институтов гражданского общества и обеспечением суверенитета государства. Невмешательство публичной власти в общественные процессы в тех случаях, когда это не является необходимым для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, выступает гарантией гармоничного развития сферы общественного взаимодействия и повышения качества социального диалога.

Но, к сожалению, когда государство лишает соответствующие сферы контроля, рассчитывая на то, что регулирование общественных процессов в таких сферах будет осуществляться в рамках функционирования национальных институтов гражданского общества, зачастую деятельность некоммерческих организаций и различных объединений может подменяться иностранным влиянием.

При таких обстоятельствах гражданское общество уже не выражает консолидированную общественную позицию по тому или иному вопросу, а становится проводником внешнеполитических интересов зарубежных государств. Под воздействием иностранного вмешательства гражданское общество лишается способности самостоятельно определять внутриполитическую повестку и находить решения возникающих проблем.

В приведенной ситуации государство вынуждено с целью содействия институтам гражданского общества в обретении истинной независимости предпринимать меры, направленные на противодействие иностранной интервенции в общественные процессы. Именно в этом состоит основная цель ряда законодательных нововведений последних лет, в частности, определения особенностей регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента.

Наличие специального регулирования в отношении НКО по сравнению с иными видами юридических лиц и ограничение контрольной деятельности государства опосредовало широкое «использование» НКО в скрытой политической деятельности. Практика осуществления НКО политической деятельности, финансируемой из‑за рубежа, крайне распространена. Такие организации аккумулируют существенные денежные потоки. НКО, которые получают финансирование из иностранных источников и участвуют в политической деятельности, признаются организациями, выполняющими функции иностранного агента, при этом из такого статуса следует ряд обязанностей, которые должны быть исполнены НКО с целью обеспечения транспарентности собственной деятельности, в первую очередь – перед обществом.

Возлагаемые на такие организации требования не предусматривают чрезмерных обязанностей НКО и направлены исключительно на информирование граждан об источниках финансирования деятельности таких НКО и обеспечение контроля государства над расходованием получаемого ими финансирования.

Следует подчеркнуть, что регулирование деятельности иностранных агентов в Российской Федерации не является чем‑то качественно новым. Схожее регулирование действует в Соединенных Штатах Америки с 1938 года. Так, в соответствии с §611 Закона «О регистрации иностранных агентов» (The Foreign Agents Registration Act) в США иностранными агентами могут являться как физические лица и их группы (без институционального объединения), так и объединения всех организационно-правовых форм (партнерства, корпорации, ассоциации и т. д.). Иностранным принципалом согласно §611 указанного закона могут быть как иностранные государства или иностранные политические партии, так и иностранные объединения всех организационно-правовых форм (партнерства, корпорации, ассоциации и т. д.), а также физические лица, если не установлено, что они являются гражданами США и не подпадают под юрисдикцию США, а также не имеют основного места деятельности в США. К иностранным агентам в США предъявляются следующие требования: обязанность регистрации в качестве иностранных агентов с указанием их имени (наименования), адреса, а также иностранного принципала, в интересах которого они действуют; любая литература или иная информация, распространяемая иностранными агентами, должна отмечаться в качестве таковой; иностранные агенты обязаны предоставлять подробный отчет о своей деятельности, в который должны быть включены сведения обо всех лоббистских контактах с представителями органов власти, сумме полученного вознаграждения и израсходованных средствах, а также о вопросах, обсуждаемых ими с законодательной властью.

В настоящее время на рассмотрении обеих палат Конгресса США находятся два законопроекта (H.R.2811 – Foreign Agents Registration Modernization and Enforcement Act и S.625 – Foreign Agents Registration Modernization and Enforcement Act) о внесении поправок в Закон «О регистрации иностранных агентов», тождественные по своему содержанию. В качестве цели предлагаемого законопроектами регулирования определяется обеспечение сохранения беспристрастности и объективности американских выборов посредством предоставления Генеральному прокурору возможности использования ряда правовых инструментов для выявления иностранных агентов, которые предпринимают попытки обойти федеральные требования к регистрации иностранных агентов и незаконно оказать влияние на политический процесс. Проектом регулирования предусматривается расширение полномочий Генерального прокурора в части мер, предпринимаемых для выявления иностранных агентов, а также осуществления контроля за их деятельностью, включая возможность самостоятельного досудебного истребования документов у любого лица при отсутствии конкретного перечня оснований для предъявления требования о предоставлении документов.

Кроме того, в связи с тем, что само по себе гипотетическое вмешательство граждан России и российских структур в выборы Президента США 2016 года вызвало широкий общественный резонанс, что опосредовало необходимость всестороннего рассмотрения соответствующих фактов, в США предлагаются и иные инициативы, направленные на обеспечение собственного суверенитета.

В частности, в настоящее время на рассмотрении Сената Конгресса США находится законопроект предполагающий учреждение комиссии для рассмотрения фактов, касающихся официальных и неофициальных российских кибернетических операций и других попыток вмешательства в национальные выборы США 2016 года и для других целей (S.27 – A bill to establish an independent commission to examine and report on the facts regarding the extent of Russian official and unofficial cyber operations and other attempts to interfere in the 2016 United States national election, and for other purposes). Законопроект предполагает учреждение независимой комиссии по пресечению вмешательства России в выборы в США, которая должна рассмотреть и проверить попытки российского правительства и Материал для блога иных организаций, прямо или косвенно связанных с Россией или российскими физическими и юридическими лицами, вмешательства в избирательный процесс в США. Задачами указанной комиссии предлагается определить установление фактов получения доступа, изменения или иного вмешательства в электронные системы голосования в рамках выборов Президента США в 2016 году, а также в рамках выборов в Конгресс, выборов губернаторов и выборов в легислатуры штатов; установление фактов способствования пропаганде, имеющей отношение к любым выборам на выборную должность, в рамках выборов в США в 2016 году; установление и проверка использования электронных средств с целью влияния на результаты выборов, а, равно с этим, с целью формирования недоверия к результатам выборов.

Несмотря на то, что США принимается широкий комплекс мер, направленных на противодействие иностранному вмешательству, и действия США в то же самое время имеют характер откровенного вторжения во внутриполитические вопросы иностранных государств, это не находит осуждения у российской т. н. «либеральной» общественности, допускающей возможность существования гражданского общества в государстве, суверенитет которого постоянно проверяется на прочность.