Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Член Комитета Совета Федерации по международным делам

От Майдана до Каракаса

Зловещее совпадение: в пятилетнюю годовщину государственного переворота в Киеве (февраль, 2014) разыгрывается до боли знакомая партитура американского вмешательства во внутренние дела суверенного государства. На этот раз не на майдане украинской столицы, а в кварталах Каракаса.

Да, в Белом доме теперь новые лица, да, поменялись начальники Госдепа и ЦРУ, сменился состав Конгресса США, события разворачиваются на ином континенте, в другом полушарии, но суть идентична – попытка незаконной смены власти извне. Прежним остается и главный источник интервенции – Вашингтон и ряды ассистентов: члены ЕС, Канада и Австралия.

Ключевое звено отработанной десятилетиями схемы — попытка на фоне внутренних социально-экономических и политических проблем страны-цели изменить в обход ее национального законодательства органы государственной власти и управления, подменить волю народа решениями, принятыми в Вашингтоне, исходя из интересов США.

Оппоненты – неутомимые критики деятельности нашей сенаторской комиссии по защите государственного суверенитета — обычно приписывают нам увлеченность «теорией заговора» и нагнетание страхов о «несуществующих угрозах» с Запада. Между тем, помимо многочисленных очевидных, хорошо проверенных доказательств вмешательства США и их сателлитов в дела конкретных государств, Комиссия Совета Федерации не раз предъявляла нормативно-методическую базу подобных действий, официально закрепленную соответствующими властными решениям.

Приведу лишь несколько примеров на этот счет. На исходе 20-го века в США, в 1997 (при администрации демократа Билла Клинтона), была принята Стратегия национальной безопасности для нового столетия. В ней одной из трех основных целей было указано продвижение США «демократических принципов» за рубежом. Для чего Стратегия прямо рассчитывала использовать американскую разведку («Intelligence support is also required to develop and implement U.S. policies to promote democracy abroad»). При сменившем Клинтона республиканце Джордже Буше (младшем) в Стратегии 2006 г. подтверждается, что целью политики США является поддержка «демократических движений и институтов» в каждой нации и культуре. Обратите внимание – «в каждой», какой безгранично-глобальный охват! При этом авторы директив по непрошенному вмешательству в дела других разъясняли, что при постоянстве их принципов методы «демократизации» будут различными («Though our principles are consistent, our tactics will vary»).

Администрация сменившего Буша демократа Барака Обамы выделяет в 2015 г. дополнительные цели незваной американской «демократизации»: «движущие силы перемен этого столетия: молодежь и предпринимателей» («drivers of change in this century: young people and entrepreneurs»). Ну и «на десерт» совсем свежая (январская) выжимка из Стратегии США в сфере разведки в 2019 г. Ее суть – сохранить Соединенные Штаты в качестве единственного центра мировой силы любыми способами. Среди них «санкции и другие инструменты для изоляции государств и лидеров, которые угрожают нашим интересам («sanctions, and other tools to isolate states and leaders who threaten our interests»).

Чего же удивляться, что вашингтонские власти назначают своего «президента» Венесуэлы, не признают законно избранного главу этого государства и параллельно запрещают Банку Англии возвращать Венесуэле ее золото на сумму 1,2 млрд. долларов. На последнее хочу обратить особое внимание – это не только способ усугубления гуманитарных проблем внутри Венесуэлы, но и поучительный пример для остальных. После него есть смысл еще раз взвесить риски размещения активов РФ в странах, находящихся либо в прямом сговоре с США, либо под их фактическим управлением. О самих США я даже не говорю. ЛЮБЫЕ АКТИВЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ИХ ЮРИСДИКЦИИ, ОСТАЮТЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ.

Но вернемся к началу повествования. При всей схожести случаев вмешательства США в дела Украины (2014) и Венесуэлы (2019) есть и зримые отличия. Во‑первых, из‑за близости последней к территории США, огромной роли венесуэльской нефти для мировой экономики и особого значения для Вашингтона всего, что происходит в Латинской Америке, Дядя Сэм будет готов практически на все, чтобы достичь целей свержения действующего президента Николаса Мадуро и его приверженцев. В этом смысле происходящее в Венесуэле и вокруг нее как минимум на порядок значимей для США, чем дела далекой Украины. Не будем забывать, что в этой истории есть и дополнительные региональные элементы (роль Кубы, огромное число «латинос» среди населения США и др.)

Во‑вторых, нынешнее руководство Каракаса и значительная часть народа Венесуэлы против любого американского вмешательства. В Киеве 2014 г., наоборот, царил прозападный карнавал, когда американские дипломаты буквально с рук кормили «революционеров» на Майдане. При этом в посольстве США де-факто гнездился штаб украинского госпереворота. Не случайно Мадуро вместо подобострастных переговоров с Западом (что пытался делать президент Виктор Янукович) разорвал дипломатические отношения со страной-агрессором (США) и потребовал от американских дипломатов в 72 часа покинуть Венесуэлу. К слову, сам президент Мадуро (в отличие от Януковича) из столицы не убежал, а прямо обратился к народу и армии, получив необходимую поддержку.

Наконец, в случае с Венесуэлой помимо Москвы очевидную поддержку законному правительству в Каракасе оказали в Совете Безопасности ООН такие влиятельные державы, как Китай, ЮАР, Индонезия. Помимо Кубы поддержку Мадуро выразил ближайший сосед США – Мексика, а также член НАТО Турция. Да и внутри политического класса США (несмотря на общий консенсус по поводу судьбы Мадуро) теперь наблюдается гораздо больше разброда и шатаний, чем во времена Майданного переворота. Так что, несмотря на американскую мощь, ситуация внутри и вокруг Венесуэлы может получить совсем не то продолжение, как при незаконной смене власти на Украине в начале 2014 г.

Говоря подобное, автор отнюдь не испытывает иллюзий по поводу реальной политической и особенно социально-экономической обстановки в Венесуэле. Последняя находится в гораздо худшем виде, чем было в «незалежной» при рукотворной «революции достоинства». Венесуэлу (в отличие от Украины) США долгие годы мучали разнообразными незаконными санкциями, массированным пропагандистским шельмованием и политико-правовой изоляцией. Поэтому одного лишь предотвращения американской агрессии мало. Венесуэле нужно как серьезное социально-экономическое реформирование, так и масштабная помощь гуманитарного, финансового и технического характера. Но главное сегодня — не дать перерасти политическому кризису в затяжную, масштабную и кровавую латиноамериканскую трагедию.