Все новости

В. Матвиенко: Меры по финансовой и экономической стабилизации страны должны быть оперативными, всесторонне взвешенными и продуманными

Проблемы перехода к взиманию налогов на имущество организаций и физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также вопросы организации системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обсуждены на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации.


Выступление спикера СФ на заседании Президиума Совета законодателей

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
и Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин провели заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации. Мероприятие посвящено проблемам перехода к взиманию налогов на имущество организаций и физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также вопросам организации системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

«Действовавшая на протяжении многих лет система, при которой не учитывались местоположение и качество жилья, явно устарела. И сегодня переход к расчету налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости идет достаточно быстрыми темпами», — сказала Валентина Матвиенко. Она отметила, что с прошлого года новую систему ввели 28 субъектов Федерации, а в нынешнем году к ним присоединился еще 21 регион. «При этом надо четко осознавать, что осуществляемый сейчас переход несет в себе не только фискальную, но и, в первую очередь, социальную функцию».

В этой связи Валентина Матвиенко отметила, что на законодательном уровне за субъектами Федерации закреплено право варьировать ставки налога на имущество для юридических и физических лиц в пределах установленных значений. «К сожалению, многие сразу установили ставки на максимально допустимом уровне».

«Пока мы можем говорить только о предварительных результатах, но ряд проблем уже проявляется. Самая главная – непрозрачность и субъективность определения кадастровой стоимости объекта. Нередко выявляются случаи значительного расхождения кадастровой стоимости квартир одной и той площади в одном и том же доме. А доказать явную несправедливость бывает проблематично», — сказала Валентина Матвиенко.

Она напомнила, что в прошлом году Федеральное Собрание приняло ряд правовых актов, направленных на совершенствование системы кадастровой оценки. «Теперь крайне важно обеспечить применение четкой и понятной методики определения кадастровой стоимости объектов. И организовать надежный государственный контроль за деятельностью оценщиков», — подчеркнула спикер СФ. В этой связи она считает необходимым повышать качество услуг по кадастровому учету и государственной регистрации права, стимулировать развитие системы оказания этих услуг по принципу «одного окна», а также подумать о введении единой учетно-регистрационной процедуры.

Касаясь второго вопроса повестки дня Председатель СФ отметила, что в настоящее время около 50 процентов всех многоквартирных домов нуждаются в капитальном ремонте, а решить эту масштабную задачу исключительно усилиями государства едва ли возможно.

«Проделана значительная законодательная и организационная работа по созданию нового порядка организации и финансирования капремонта, вовлечения в него и самих граждан. Практически во всех регионах сформирована собственная нормативная правовая база, созданы региональные операторы, приняты программы капитального ремонта, растет сбор взносов с собственников помещений. Средний уровень собираемости по стране достигает почти восьмидесяти процентов».

Вместе с тем, отметила Председатель СФ, не во всех субъектах Федерации благополучно обстоят дела со сборами взносов. Есть регионы-лидеры, где собираемость взносов заметно превышает девяносто процентов, а есть те, в которых собираемость просто непозволительно низкая. «Регионы должны предметнее пользоваться своими полномочиями. Поддержка на эти цели из федерального бюджета предусмотрена».

«Ставки платежей определяются самими регионами и очень существенно варьируются. Проявлять гибкость и корректировать ставки в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации, безусловно, надо. Но все же и на федеральном уровне надо обеспечить контроль за обоснованностью минимального размера. Он должен зависеть от типа и этажности домов, нормативных сроков эксплуатации конструкций», — подчеркнула Валентина Матвиенко. Она предложила подумать о законодательном закреплении этих правил. «Важно также повышать исполнительскую дисциплину самих органов государственной власти и местного самоуправления, которые также являются собственниками большого жилищного фонда и при этом зачастую несвоевременно осуществляют взносы».

По мнению Председателя СФ, одним из способов решения финансовых вопросов в сфере ЖКХ может стать применение механизмов кредитования капитального ремонта. «Такие кредиты должны выдаваться на льготных условиях. Государство в лице федеральных и региональных органов власти должно субсидировать проценты по ним».

Одновременно, по словам Валентины Матвиенко, нужен жесткий контроль за целевым использованием средств, собираемых как на счетах регионального оператора, так и на спецсчетах, и эффективные механизмы защиты их от инфляции. «Считаю, также, что стоит рассмотреть возможность утверждения регламента проведения ремонтных работ. В него необходимо включить, помимо прочего, мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению, доступу к сети Интернет, а заодно и стимулировать внедрение отечественных технологий и материалов».

Председатель верхней палаты парламента подняла также вопрос о снижении уровня безопасности проживания в многоквартирных домах и связанных с этим правовых пробелах в законодательстве. «Необходимо усилить правовую ответственность органов, осуществляющих надзор за производством и эксплуатацией лифтового оборудования, и управляющих компаний. А также принять комплекс мер организационного и финансового характера, направленных на своевременную замену лифтов и лифтового оборудования. При этом надо не забывать и о других элементах, таких например, как газовое оборудование, инженерные сети», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

«В этом году предстоит реализовать целый ряд непростых мер по финансовой и экономической стабилизации страны. Они должны быть и оперативными, и одновременно всесторонне взвешенными и продуманными», — заключила Председатель Совета Федерации.

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин добавил, что вопросы, обсуждаемые в ходе заседания, имеют не только социальное, но и экономическое измерение. «Если норма права не обеспечена ресурсами, она заранее является неисполнимой», — отметил он.

«Думаю, что Совет законодателей может задавать тон и новый вектор дальнейшего обсуждения подобных вопросов, подсказывать, как решать социальные проблемы в условиях кризиса», — сказал Сергей Нарышкин.

Заместитель Министра финансов Илья Трунин рассказал о проблемах перехода к взиманию налога на имущество организаций и физических лиц. Он сообщил, что Правительство готовит новую редакцию закона об оценочной деятельности, где методология кадастровой оценки и полномочия по ее проведению будут централизованы и объединены в одном органе.

Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Игорь Васильев отметил, что наиболее важными проблемами, влияющими на налогообложение объектов недвижимости по кадастровой стоимости, являются полнота сведений Кадастра недвижимости и Реестра прав, качество кадастровой оценки, доступность инструментов по защите прав правообладателей. «С 1 января 2017 года мы делаем очень серьезный шаг к повышению качества сведений об объектах недвижимости и сведений о правах – мы решаем задачу по объединению Реестра прав и государственного кадастра в единый государственный реестр объектов недвижимости и вводим единую процедуру регистрации права и постановки на кадастровый учет. Это существенно улучшит качество той информации, о которой мы говорим».

Заместитель Министра экономического развития Николай Подгузов отметил, что одной из основных проблем является отсутствие достаточной информации об объектах оценки и их ценообразующих факторов. «Кроме того, действующая система проведения кадастровой оценки позволяет размывать ответственность между заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и исполнителем таких работ — непосредственно оценщиком и саморегулируемой организацией оценщиков, проводящей экспертизу оценки кадастровой стоимости. По сути, у нас налог на недвижимость, который взимается исходя из кадастровой стоимости – это единственный налог, где между государством и налогоплательщиком существуют посредники в виде частных оценщиков и саморегулируемой организации. Все это порождает большое количество споров».

По словам Председателя Думы Астраханской области, председателя Комиссии Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Александра Клыканова, в урегулировании нуждается ряд вопросов, касающихся взимания налога на недвижимость по кадастровой стоимости. В частности, требуется конкретизация списка объектов недвижимого имущества, которое признается объектом налогообложения. Говоря о налогообложении физических лиц, Александр Клыканов отметил, что пока не разработана методика оценки в отношении объектов незавершенного строительства, а это исключительно важный резерв.

Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин напомнил, что вопрос о предполагаемых рисках, связанных с переходом на новую оценку налога на имущество, неоднократно обсуждался на площадке Совета Федерации. Ряд рекомендаций палаты были учтены при разработке закона. Сенатор подчеркнул, что необходимо отказаться от жесткой привязки кадастровой оценки к рыночной оценке. Государственную кадастровую оценку должен осуществлять государственный бюджетный орган, сказал Сергей Рябухин. При этом региональные органы государственной власти должны получить право проверять качество и достоверность оценки. Также нужна единая для всех регионов методика оценки, которая должна быть утверждена на федеральном уровне. Необходимо устранить противоречие между принципом добровольности регистрации недвижимости и принципом обязательности налогообложения, для чего органам власти на уровне муниципалитетов следует передать функции налогового агента в части регистрации и кадастрирования, отметил парламентарий.

С докладом на тему об организации системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах выступил председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.

По данным сенатора, в настоящее время формирование региональных систем капитального ремонта завершено во всех субъектах РФ за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя, где сбор взносов начнется с 1 июля 2016 года».

Законодатель сообщил, что Комитет СФ провел мониторинг ситуации в сфере капитального ремонта, который выявил ряд проблем, в частности, недостаточный уровень взносов граждан в ряде субъектов. «Важнейшей задачей является установление субъектами Российской Федерации такого взноса на капремонт, размер которого в полной мере обеспечивал бы финансирование капремонта». Дмитрий Азаров предложил провести реальную оценку объема недофинансирования капитального ремонта, разобраться в причинах и обеспечить выработку необходимых мер.

Кроме того, он высказался за разработку комплекса мер по реформированию системы ценообразования при проведении таких работ, утверждение на федеральном уровне требования по обязательной разработке проектно-сметной документации по проведению работ по капитальному ремонту. Дмитрий Азаров также выступил за повышение информационной открытости региональных операторов капитального ремонта, чтобы граждане могли получать исчерпывающую информацию о реализации накопленных средств. «Такая практика приведет к активизации участия собственников в решении вопросов проведения капитального ремонта».

Особого внимания, по словам парламентария, требует вопрос о социальной поддержке отдельных граждан при оплате расходов на капитальный ремонт. Дмитрий Азаров проинформировало результатах проведенного Комитетом Совета Федерации мониторинга принятия региональных законов о льготах на капремонт. «В 17 регионах законы приняты, в 41 субъекте РФ разработаны соответствующие проекты, в остальных субъектах проекты законов находятся в стадии разработки».

По мнению сенатора, механизм предоставления компенсаций на оплату капитального ремонта должен быть тщательно проработан. В частности, нужно свести к минимуму количество необходимых документов, сделать эту процедуру максимально простой для граждан пожилого возраста.

Председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская высказалась за совершенствование механизмов защиты средств на капремонты. «Будущее не за «общим котлом», а за специальными счетами – по счету на каждый дом. В настоящее время у граждан существуют опасения, что со средствами может что‑то случиться, потому что это средства юридического лица. Такого быть не должно». Депутат предложила проработать этот вопрос совместно с представителями Центрального банка РФ и кредитных организаций.

 Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис подчеркнул, что программа модернизации жилищного фонда страны работает и приносит результаты. Ведомство ведет тщательный мониторинг ее реализации. «Уже многое удалось сделать — введена пятилетняя гарантия качества капремонтов, в процессе приемки работ участвует представитель собственника, региональные операторы выбираются на конкурсной основе».

 Вместе с тем, замминистра выступил за принятие на уровне Правительства РФ правил формирования взносов за капремонты. В настоящее время, отметил Андрей Чибис, из‑за их отсутствия взносы даже в соседних регионах разнятся весьма существенно. Также он предложил утвердить правила планирования проведения капремонтов и установить жесткую административную ответственность для должностных лиц за их неисполнение.

Председатель Государственного Совета Удмуртской республики Владимир Невоструев предложил освободить региональных операторов, предоставляющих услуги по капремонтам, от уплаты государственных пошлин при обращении в суд в случае неуплаты взносов. Он также высказался за разработку и принятие порядка проведения операторами закупок при капитальных ремонтах.

 Председатель Костромской областной Думы Алексей Анохин рассказал, что в регионе собираемость взносов достигла 94 процентов, средства поступают на спецсчета, проводится разъяснительная работа с населением, обеспечена прозрачность финансирования ремонтных работ.

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк коснулся вопросов технического регулирования в сфере модернизации жилищного фонда страны. В частности, он отметил необходимость разработать порядок очередности проведения определенных видов работ, а также типовых проектных решений. По мнению Юрия Росляка, необходимо также совершенствовать систему технического учета жилых домов.

В завершении заседания первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров сообщил о дате очередного заседания Совета законодателей и Президиума Совета законодателей. «В целях экономии времени и финансовых средств, принято решение провести заседание Совета законодателей и Президиума Совета законодателей в один день в Санкт-Петербурге», — сказал Николай Федоров. По его словам, заседание Совета законодателей будет посвящено Дню российского парламентаризма.

Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Н. Федоров на заседании Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Д. Азаров на заседании Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
С. Рябухин Заседание на заседании Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
В. Константинов на заседании Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
М. Кавджарадзе на заседании Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
Заседание Президиума Совета Законодателей
В. Матвиенко на заседании Президиума Совета Законодателей

Заседание Президиума Совета Законодателей

1 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

2 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

3 из 28

Н. Федоров на заседании Президиума Совета Законодателей

4 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

5 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

6 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

7 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

8 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

9 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

10 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

11 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

12 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

13 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

14 из 28

Д. Азаров на заседании Президиума Совета Законодателей

15 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

16 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

17 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

18 из 28

С. Рябухин Заседание на заседании Президиума Совета Законодателей

19 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

20 из 28

В. Константинов на заседании Президиума Совета Законодателей

21 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

22 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

23 из 28

М. Кавджарадзе на заседании Президиума Совета Законодателей

24 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

25 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

26 из 28

Заседание Президиума Совета Законодателей

27 из 28

В. Матвиенко на заседании Президиума Совета Законодателей

28 из 28