Все новости

В. Матвиенко: Нужно изыскивать новые источники наполнения региональных дорожных фондов

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела в Ростовской области совместное выездное заседание Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам и Комитета СФ по экономической политике.


Органы государственной власти субъектов Федерации должны жестко контролировать уровень цен на дорожно-строительные материалы - спикер СФ

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела в Ростовской области совместное выездное заседание Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам и Комитета СФ по экономической политике. Темой заседания стало повышение эффективности расходования бюджетных средств на финансовое обеспечение дорожной деятельности.

Вопросы развития российской транспортной системы постоянно находятся в центре внимания Совета Федерации, сказала спикер СФ, открывая заседание.

Валентина Матвиенко отметила, что протяженность российских дорог составляет около 1,5 миллиона километров, но только 37 процентов региональных дорог соответствуют государственным нормативам. В десяти субъектах Федерации доля дорог, чье состояние не отвечает требованиям, составляет более 80 процентов. Выходу из сложившейся ситуации может способствовать поиск новых источников пополнения региональных дорожных фондов, считает Председатель Совета Федерации. «Это должны быть не просто новые, но еще и стабильные, предсказуемые источники».

По словам спикера СФ, в верхней палате парламента уже приняли ряд мер, направленных как на усиление финансирования дорожной деятельности, так и на повышение ее эффективности. Вместе с тем изменение механизмов финансирования не решило всех проблем дорожной отрасли, хотя за последние четыре года удалось вдвое увеличить расходы на эту сферу. «Теперь важнейшая задача сделать так, чтобы деньги были потрачены рачительно».

Валентина Матвиенко напомнила, что часто регионы получают дорожные субсидии в конце года, и на местах вынуждены вступать в строительный сезон, не имея ни копейки. «Такая ситуация категорически недопустима». Она указала, что нередко финансирование дорожной деятельности «пробуксовывает» на региональном уровне. «Задержки перечисления средств происходят из‑за затягивания подготовки необходимой документации, что абсолютно неприемлемо. В бюджетном законодательстве нет нормы, обязывающей регионы направлять в дорожные структуры всю сумму поступивших акцизов и транспортного налога, если она оказывается больше запланированной. Считаю, что этот пробел надо устранить».

Спикер СФ также считает, что нельзя мириться с качеством управления бюджетными средствами, направляемыми на дорожную деятельность. Один из основных векторов в этой работе – оптимизация стоимости строительства дорог. «Должна быть создана база данных стоимости материально технических и трудовых ресурсов, разработана система управления стоимости строительства, уточнены требования к характеристикам дорог».

Валентина Матвиенко подчеркнула, что органы государственной власти субъектов Федерации должны жестко контролировать уровень цен на дорожно-строительные материалы и не допускать их необоснованного завышения. «Представляется целесообразным законодательно упростить порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на период реализации дорожных проектов. Следует подумать и о создании единого банка данных наилучших доступных технологий в сфере дорожного хозяйства».

По словам Председателя СФ, положительный эффект от принятых мер может быть перечеркнут недостатками действующего механизма размещения заказов на строительство дорог. Она отметила, что согласно закону о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд одной из основных процедур размещения заказов является электронный аукцион, где критерием определения победителя является минимальная цена. «На практике эта экономия оборачивается использованием дешевых, но некачественных материалов, устаревшей техники и технологий, неквалифицированной рабочей силы».

Валентина Матвиенко предложила задуматься о возможном формировании института профессиональных закупщиков и передачи закупочных функций на аутсорсинг. «Не менее значимо профессионально сопровождать контракт, контролировать качество его исполнения. Имеет смысл усилить ответственность дорожных организаций за выполненные ими работы уже после их окончания».

По мнению Председателя СФ, стоит законодательно закрепить межремонтные гарантийные сроки и обязательства подрядчика на строительство и ремонт автомобильных дорог. Еще одним способом повышения заинтересованности подрядчика в эффективности проектных решений Валентина Матвиенко назвала контракты жизненного цикла.

Она подчеркнула, что на страже эффективности бюджетных расходов в дорожной отрасли должны стоять органы государственного, в том числе, парламентского контроля. «Важно, чтобы контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований тщательно отслеживали движение средств, выделяемых на дорожное хозяйство. Усилить контроль за расходами позволит публичный, технологический и ценовой аудит», — заключила Валентина Матвиенко.


В совместном заседании комитетов СФ приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Неёлов, а также временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области Василий Голубев.

С приветственным словом выступил председатель Законодательного Собрания Ростовской области Виктор Дерябкин.


Решения, которые выработаны на выездном заседании Комитетов СФ, придадут новый импульс повышению финансовой эффективности при строительстве дорог, заявила журналистам Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По ее словам, состоялось очень плодотворное совещание. «Ростовская область – один из самых стабильных регионов, в котором много сделано для улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры. Имеются большие планы ее дальнейшего развития. Мы детально обсудили весь комплекс проблем, касающихся дорожного строительства», — сказала Валентина Матвиенко.

Спикер СФ также указала, что предусмотренные в федеральном бюджете финансовые ресурсы для поддержки регионов, субсидии, трансферты должны выделяться вовремя. «Если бы своевременно принимались решения, инвестиции поступили бы в регионы уже в первом квартале и дали значимый эффект для региональных бюджетов». По ее словам, Совет Федерации усилит контроль за этой работой исполнительных органов власти.

Брифинг В. Матвиенко и врио губернатора Ростовской области В. Голубева по итогам совместного заседания Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам и Комитета СФ по экономической политике в Ростове-на-Дону