Все новости

А. Клишас представил в Конституционном Суде запрос Совета Федерации в связи с законопроектом о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас представил на заседании Конституционного суда запрос Совета Федерации о толковании Конституции в связи с законопроектом о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы.


Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас представил на заседании Конституционного суда запрос Совета Федерации о толковании Конституции в связи с законопроектом о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы.

Сенатор пояснил, что основанием для обращения в Конституционный Суд является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок, на который избирается Государственная Дума, исключающим возможность переноса в конституционно значимых целях даты выборов депутатов Государственной Думы таким образом, чтобы продолжительность полномочий Государственной Думы в месячном выражении незначительно уменьшилась или увеличилась относительно шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых с пятью годами.

Предпосылкой для обращения явилась инициатива депутатов о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы на третье воскресенье сентября 2016 года. Таким образом, единым днем голосования в 2016 году будет являться третье воскресенье сентября.

Согласно действующим положениям Федерального закона от 2014 года о выборах депутатов Государственной Думы днём голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума.

Данный конституционный срок Государственной Думы шестого созыва истекает в первое воскресенье декабря 2016 года. Моментом прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва является начало работы нового созыва. В случае проведения выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года, срок полномочий Государственной Думы шестого созыва, исчисленный в месячном выражении, будет менее шестидесяти месяцев.

Андрей Клишас отметил, что не все созывы Государственной Думы избирались на действующий пятилетний срок полномочий. Так, Государственная Дума первого созыва избиралась сроком на два года. Государственные Думы второго, третьего, четвертого и пятого созывов избирались сроком на четыре года в соответствии с действовавшим тогда законодательством. Государственная Дума действующего, шестого, созыва избрана сроком на пять лет.

Сенатор подчеркнул, что во всех перечисленных случаях срок полномочий Государственной Думы устанавливался в календарных годах.

Андрей Клишас отметил, что согласно решениям Конституционного Суда изменение законодательства в целях совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий региональных и муниципальных органов.

При этом возможность корректировки срока полномочий Государственной Думы в связи с изменением требований по определению единого дня голосования законодательством пока не предусматривалась.

Перенос дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва на более ранний срок приведет к расхождению календарного и действительного сроков полномочий.

«При этом закреплённый конституционными положениями пятилетний срок полномочий в целом соблюдается», — сказал парламентарий.

Кроме того, незначительное расхождение между календарным и действительным сроками полномочий Государственной Думы допускалось ранее в связи с тем, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы определялся не всегда одинаково. Как показывает анализ федерального законодательства, указанные выборы проводились в первое, второе либо третье воскресенье декабря соответствующего года.

Возможность несовпадения календарного и действительного сроков полномочий Государственной Думы заложена в конституционных нормах (возможность её роспуска, право Президента РФ созвать первое заседание Государственной Думы ранее тридцатидневного срока и прекращение в этой связи срока полномочий прежнего созыва).

«С учетом впервые планируемого переноса дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы на более ранний срок считаем, что часть 1 статьи 96 и части 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации требуют толкования с точки зрения возможности однократного сокращения в месячном выражении срока, на который избиралась Государственная Дума шестого созыва», — заключил Андрей Клишас.